Наши дети родились и растут в новой, цифровой культуре. Специалисты уже сейчас утверждают, что современный ребёнок совсем другой и он нуждается в совершенно иных, инновационных подходах к обучению. Так ли это? Или человеческая природа неизменна и не поддаётся влиянию плодов цивилизации? Какими они вырастут, сегодняшние малыши, дошколята и школьники? Какое общество создадут?
Эта статья-размышление посвящена охватившей современный мир эпидемии функциональной неграмотности.
Очень хочется предостеречь родителей, готовых платить деньги за то, чтобы у их детей сформировали тот или иной особый тип мышления, который сделает ребёнка успешным, гениальным и так далее. Давайте разберёмся, в чём суть некоторых психотехник, развивающих творческое, креативное мышление.
Мы наблюдаем форсированное и массовое искусственное формирование у детей критического мышления с помощью специальных технологий, начиная с дошкольного возраста. Но насколько это оправданно? К чему может привести? Как лучше всего развивать такое мышление? Попытаемся разобраться в этом.
«Он знает математику», «Она знает много стихотворений», «Я знаю английский», «Они давно знают друг друга»... Как часто мы употребляем подобные фразы, не задумываясь особо над смыслом слова «знать». Он кажется нам простым, понятным и даже не заслуживающим особого внимания. Между тем каждый вкладывает в это слово немного свой, основанный на личном опыте смысл.
В этой статье мы рассмотрим важные преобразования и усовершенствования в работе головного мозга, влияющие на эффективность обучения и происходящие на стыке тех возрастов, которые в психологии принято называть дошкольным и младшим школьным.
Педагоги и родители, знакомые с РКШ, знают, какое огромное значение в ней уделяется принципу наглядности. Однако некоторые сторонники так называемого развивающего обучения пропагандируют вред наглядности, утверждая, что она тормозит развитие мышления. Задача данной статьи — показать, что если правильно использовать наглядность, она помогает формировать понятийное мышление.
В своей работе «Родное слово. Книга для учащих» К. Д. Ушинский говорит о том, что школа достигла бы гораздо лучших результатов, допуская к учению детей не ранее, чем в полные семь лет. Однако сегодня родители, повинуясь влиянию стремительного духа времени, всё чаще стараются начать учить ребёнка счёту, чтению, письму и иностранным языкам как можно раньше. Что же происходит, когда мы начинаем обучение детей раньше, чем они психологически созрели для того?
Интервью с Еленой Хавченко, руководителем всероссийской экспертной группы РКШ, о проблемах в современном образовании и о сути Русской Классической Школы.
Наболевшая тема — о том, насколько губительным может быть искажённое понимание абсолютно правильной и полезной вещи.
Что такое школьная тревожность и в чём её причины? Ответы на эти вопросы — в следующей статье.
«У него математический (или технический) склад ума, литература и история ему не интересны», «Моя дочь — типичный гуманитарий, математика у неё не идёт» — такие и подобные им утверждения нередки среди родителей. Как так происходит, что дети, да и взрослые, оказываются способными к чему-то одному и при этом неспособными к другому? И что такое способности вообще?
Специфика времени, в котором мы живём, — в огромном количестве и разнообразии методов и приёмов обучения: всевозможные курсы раннего развития, скоростного чтения и счёта, развития памяти, эмоционального интеллекта, невероятное множество методик обучения чтению, счёту, письму, иностранным языкам, курсы юных эрудитов и многое другое.
В данной статье мы поговорим о роли вопросов в педагогической практике. Здесь имеются в виду не различные контрольные опросы по пройденному материалу, у которых единственная цель — проверка знаний; речь пойдёт о вопросе как инструменте обучения.
Кризис государственной системы образования закономерно привёл к росту недоверия родителей к школе. Всё больше взрослых всерьёз думают о том, чтобы выбрать для своих детей семейную форму обучения. Российское законодательство предоставляет родителям право сделать такой выбор, учитывая мнение ребёнка.
Наверное, сложно противостоять научно-техническому прогрессу и общемировым тенденциям. Однако объективно разобраться в том, какую пользу и вред несут видеоуроки, и сделать осознанный выбор полезно каждому родителю и педагогу. Может ли просмотр видеоуроков стать полноценной заменой традиционному школьному обучению, предполагающему непосредственное живое общение учителя и ученика, передачу знаний «из рук в руки»?
Наверное, классы в государственной школе всегда будут большими, ведь у них есть одно совершенно очевидное и весомое преимущество перед малыми — экономическое. Тем не менее, очень хочется сказать несколько слов о преимуществах малого класса как для детей, так и для педагогов. У меня была возможность оценить эти явные плюсы и в качестве мамы, и в качестве учителя.
Изучая традиции российского образования, труды детских психологов и выдающихся педагогов, всё больше родителей приходят к выводу, что девочки и мальчики должны обучаться раздельно.
Интервью с педагогами Русской классической гимназии в Москве — Татьяной Аносовой, учителем физкультуры, и Ольгой Переверзевой, преподавателем курса «Русская художественная культура». Речь идёт о природосообразном обучении дополнительным предметам в духе Русской Классической Школы.
Иногда родители думают, что стоит забрать ребёнка из обычного образовательного учреждения и перевести его на РКШ, как он за один день изменится, да и вообще учёба станет сплошной радостью и будет идти легко, как по маслу. Конечно, изменения будут происходить с каждым ребёнком, но не мгновенно. И эти изменения явятся результатом упорного труда самого ученика и его наставников.
В этой статье я хотела бы рассказать о небольшом исследовании, который я провела с младшими школьниками. Вопрос, на который я искала ответ, — причина «обнуления сознания», наблюдающегося у учеников обычных школ, когда они переходят на обучение по программе Русской Классической Школы.
Эта статья предназначена для родителей, чьи дети испытывают трудности с выполнением домашних заданий, а также для педагогов, у которых в классе есть такие ребята. В ней мы попытаемся обозначить причины подобных проблем и найти решения, исходя из понимания причины.
Работая с малочисленным классом, успеваешь отслеживать и контролировать работу каждого ученика. При таком пристальном внимании к каждому становится очевидным: дети неодинаковы, они не всегда могут равномерно и поступательно двигаться по плану урока всем классом. Иногда на этом пути встречаются заминки. В чём могут быть причины затруднений? И что с этим делать?
Однажды нас спросила одна мама и педагог: «Могут ли дети с проблемами в обучении выровняться по программе РКШ, или же её серьёзный гимназический уровень будет недоступен для них? Меня часто спрашивают родители самых разных детей, какую программу им выбрать, и я озадачилась, могу ли я ВСЕМ советовать РКШ, или есть дети, которые объективно её не потянут».
Это статья для тех, кто организовывает школу РКШ. Далеко не любая современная семья способна и готова вписаться в стандарты и требования, которые предъявляет к ней обучение ребёнка в конкретном учебном заведении. Если мы не выстроим отношения с родителями правильно, то будем тянуть ребёнка в разные стороны, и такая учёба не принесёт хороших плодов. Эти отношения начинаются с первого собеседования, на котором мы должны решить, стоит ли сотрудничать с этой семьёй.
Интервью с Марией Елпидинской, заместителем директора по воспитательной работе, заведующей дошкольным отделением казанской гимназии святителя Гурия, которая работает по РКШ.
Нам задавали вопросы, как не ошибиться с выбором учителя при организации семейного класса. Действительно, вероятность ошибки есть. К тому же ситуация такова, что педагогов с многолетним опытом преподавания по РКШ очень немного, и работу они, как правило, не ищут. Поэтому если вы организуете семейный класс, вам скорее всего придётся иметь дело с начинающим учителем РКШ.
Ругать и осуждать учителей за глаза стало чем-то привычным в современном обществе. Плохо учит, кричит на учеников и унижает их, равнодушна к детям, не понимает их и не хочет понять, неинтересно ведёт уроки, не может наладить дисциплину... Обоснованны ли все эти претензии? Часто они, хоть и бывают иной раз преувеличенными, всё-таки, увы, не лишены оснований.
В летние каникулы родителям следует позаботиться в первую очередь о том, чтобы дети хорошо отдохнули, окрепли, набрались здоровья и сил на следующий учебный год. Однако существуют случаи, когда летом всё-таки есть смысл уделить некоторое время и учёбе.