Психология образования

В. П. Урлапова — Семейное образование: условия успешности и подводные камни

В. П. Урлапова — Семейное образование: условия успешности и подводные камни

Кризис государственной системы образования закономерно привёл к росту недоверия родителей к школе. Всё больше взрослых всерьёз думают о том, чтобы выбрать для своих детей семейную форму обучения. Российское законодательство предоставляет родителям право сделать такой выбор, учитывая мнение ребёнка.

В. П. Урлапова — Размышления о поколении Z

В. П. Урлапова — Размышления о поколении Z

Наши дети родились и растут в новой, цифровой культуре. Специалисты уже сейчас утверждают, что современный ребёнок совсем другой и он нуждается в совершенно иных, инновационных подходах к обучению. Так ли это? Или человеческая природа неизменна и не поддаётся влиянию плодов цивилизации? Какими они вырастут, сегодняшние малыши, дошколята и школьники? Какое общество создадут?

И. Г. Ерёмина — Раздельное обучение — необходимое условие комфорта и спокойствия учащихся

И. Г. Ерёмина — Раздельное обучение — необходимое условие комфорта и спокойствия учащихся

Изучая традиции российского образования, труды детских психологов и выдающихся педагогов, всё больше родителей приходят к выводу, что девочки и мальчики должны обучаться раздельно.

И. А. Горячева — Применима ли программа РКШ к детям с проблемами в обучении?

И. А. Горячева — Применима ли программа РКШ к детям с проблемами в обучении?

Однажды нас спросила одна мама и педагог: «Могут ли дети с проблемами в обучении выровняться по программе РКШ, или же её серьёзный гимназический уровень будет недоступен для них? Меня часто спрашивают родители самых разных детей, какую программу им выбрать, и я озадачилась, могу ли я ВСЕМ советовать РКШ, или есть дети, которые объективно её не потянут».

В. П. Урлапова — Ода малому классу

В. П. Урлапова — Ода малому классу

Наверное, классы в государственной школе всегда будут большими, ведь у них есть одно совершенно очевидное и весомое преимущество перед малыми — экономическое. Тем не менее, очень хочется сказать несколько слов о преимуществах малого класса как для детей, так и для педагогов. У меня была возможность оценить эти явные плюсы и в качестве мамы, и в качестве учителя.

Т. А. Алтушкина, В. П. Урлапова — О зоне ближайшего развития и школьных неврозах

Т. А. Алтушкина, В. П. Урлапова — О зоне ближайшего развития и школьных неврозах

Наболевшая тема — о том, насколько губительным может быть искажённое понимание абсолютно правильной и полезной вещи.

В. П. Урлапова — О видах памяти и их роли в обучении

В. П. Урлапова — О видах памяти и их роли в обучении

Специфика времени, в котором мы живём, — в огромном количестве и разнообразии методов и приёмов обучения: всевозможные курсы раннего развития, скоростного чтения и счёта, развития памяти, эмоционального интеллекта, невероятное множество методик обучения чтению, счёту, письму, иностранным языкам, курсы юных эрудитов и многое другое.

В. П. Урлапова — О «генно-модифицированном» мышлении

В. П. Урлапова — О «генно-модифицированном» мышлении

Очень хочется предостеречь родителей, готовых платить деньги за то, чтобы у их детей сформировали тот или иной особый тип мышления, который сделает ребёнка успешным, гениальным и так далее. Давайте разберёмся, в чём суть некоторых психотехник, развивающих творческое, креативное мышление.

В. П. Урлапова — Развитие мозга и природосообразное обучение

В. П. Урлапова — Развитие мозга и природосообразное обучение

В этой статье мы рассмотрим важные преобразования и усовершенствования в работе головного мозга, влияющие на эффективность обучения и происходящие на стыке тех возрастов, которые в психологии принято называть дошкольным и младшим школьным.

В. П. Урлапова — Об искусстве задавать вопросы

В. П. Урлапова — Об искусстве задавать вопросы

В данной статье мы поговорим о роли вопросов в педагогической практике. Здесь имеются в виду не различные контрольные опросы по пройденному материалу, у которых единственная цель — проверка знаний; речь пойдёт о вопросе как инструменте обучения.

В. П. Урлапова — О физиках, лириках и способностях к учёбе

В. П. Урлапова — О физиках, лириках и способностях к учёбе

«У него математический (или технический) склад ума, литература и история ему не интересны», «Моя дочь — типичный гуманитарий, математика у неё не идёт» — такие и подобные им утверждения нередки среди родителей. Как так происходит, что дети, да и взрослые, оказываются способными к чему-то одному и при этом неспособными к другому? И что такое способности вообще?

В. П. Урлапова — О непонимающих, долго думающих, отстающих…

В. П. Урлапова — О непонимающих, долго думающих, отстающих…

Работая с малочисленным классом, успеваешь отслеживать и контролировать работу каждого ученика. При таком пристальном внимании к каждому становится очевидным: дети неодинаковы, они не всегда могут равномерно и поступательно двигаться по плану урока всем классом. Иногда на этом пути встречаются заминки. В чём могут быть причины затруднений? И что с этим делать?

В. П. Урлапова — О видеоуроках

В. П. Урлапова — О видеоуроках

Наверное, сложно противостоять научно-техническому прогрессу и общемировым тенденциям. Однако объективно разобраться в том, какую пользу и вред несут видеоуроки, и сделать осознанный выбор полезно каждому родителю и педагогу. Может ли просмотр видеоуроков стать полноценной заменой традиционному школьному обучению, предполагающему непосредственное живое общение учителя и ученика, передачу знаний «из рук в руки»?

В. П. Урлапова — О школьной тревожности

В. П. Урлапова — О школьной тревожности

Что такое школьная тревожность и в чём её причины? Ответы на эти вопросы — в следующей статье.

В. П. Урлапова — О функциональной неграмотности

В. П. Урлапова — О функциональной неграмотности

Эта статья-размышление посвящена охватившей современный мир эпидемии функциональной неграмотности.

В. П. Урлапова — Об эмоциональном выгорании педагогов

В. П. Урлапова — Об эмоциональном выгорании педагогов

Ругать и осуждать учителей за глаза стало чем-то привычным в современном обществе. Плохо учит, кричит на учеников и унижает их, равнодушна к детям, не понимает их и не хочет понять, неинтересно ведёт уроки, не может наладить дисциплину... Обоснованны ли все эти претензии? Часто они, хоть и бывают иной раз преувеличенными, всё-таки, увы, не лишены оснований.

В. П. Урлапова — Как не ошибиться с выбором педагога для семейного класса

В. П. Урлапова — Как не ошибиться с выбором педагога для семейного класса

Нам задавали вопросы, как не ошибиться с выбором учителя при организации семейного класса. Действительно, вероятность ошибки есть. К тому же ситуация такова, что педагогов с многолетним опытом преподавания по РКШ очень немного, и работу они, как правило, не ищут. Поэтому если вы организуете семейный класс, вам скорее всего придётся иметь дело с начинающим учителем РКШ.

В. П. Урлапова — РКШ после обычной школы: особенности перехода

В. П. Урлапова — РКШ после обычной школы: особенности перехода

Иногда родители думают, что стоит забрать ребёнка из обычного образовательного учреждения и перевести его на РКШ, как он за один день изменится, да и вообще учёба станет сплошной радостью и будет идти легко, как по маслу. Конечно, изменения будут происходить с каждым ребёнком, но не мгновенно. И эти изменения явятся результатом упорного труда самого ученика и его наставников.