Знакомство с основными этапами развития письменности помогает нам лучше понять и оценить различные методы обучения грамоте и, следовательно, вооружает нас для более успешного разрешения разнообразных задач в период обучения детей грамоте.
Предлагаем вашему вниманию небольшой научно-популярный сериал «История письменности».
Небольшой экскурс в историю развития методов обучения грамоте в России, представленный в пособии А. М. Бородич «Методика развития речи детей» (Москва: Просвещение, 1974).
Обширный материал из учебного пособия для студентов педагогических вузов «Методика обучения русскому языку в начальных классах» Т. Г. Рамзаевой и М. Р. Львова (Москва: Просвещение, 1979).
О том, как возникало обучение грамоте в Древней Руси, нам позволяют судить известные современной истории общие сведения о культуре и образовании у древних славян.
Предлагаем вашему вниманию разработку урока литературы в 6 классе, посвящённого развитию письменности на Руси.
Об элементарных детских учебниках, обслуживавших нужды русского просвещения в XVI–XVII вв., современным исследователям приходится судить по очень неполным данным. Тем больший научный интерес представляет единственный экземпляр учебного пособия, напечатанного Иваном Фёдоровым в 1574 г. Публикуем фрагменты статьи В. И. Лукьяненко, посвящённой первому печатному букварю.
В этой книге рассказывается об одном из самых замечательных археологических открытий XX века ― находке советскими археологами новгородских берестяных грамот. Предлагаем вам отрывок, посвящённый истории письменности на Руси.
Многие до сих пор уверены, что в допетровскую эпоху на Руси вообще ничему не учили. Более того, само образование тогда якобы преследовала церковь, требовавшая только, чтобы ученики кое-как твердили наизусть молитвы и понемногу разбирали печатные богослужебные книги. Да и учили, мол, лишь детей поповских, а знать поручала образование своих отпрысков выписанным из-за границы иностранцам. Всё это опровергает следующая статья.
Публикуем статью из книги М. Г. Ракитиной серии «Жизнь Государева двора». Она рассказывает о том, как учились маленькие царевичи и царевны в XVI–XVII веках, кто были их учителя, по каким книгам обучались чтению и письму царские дети, что было для них классом и партой.
Предлагаем вам и вашим детям отрывок из «Книги по русской истории для начальных школ», главу «Школа». Эта книга составлена О. Вейхельт, М. Н. Коваленским, В. А. Петрушевским и В. Я. Улановым и выпущена в 1919 году в Москве.
На этом занятии рассматривается литературная деятельность придворного поэта, справщика, переводчика, главы Московского печатного двора, секретаря патриархов Иоакима и Андриана, педагога, иеромонаха Кариона Истомина, имя которого у многих на слуху благодаря его иллюстрированной Азбуке.
Отрывки из работы И. И. Паульсона «Методика грамоты по историческим и теоретическим данным», выпущенной в Санкт-Петербурге в 1887 году.
Статья советского и российского филолога Бориса Андреевича Успенского из журнала «Вопросы языкознания» (1970, № 5).
Предлагаем вам отрывок из статьи Л. Н. Толстого, посвящённой учреждению школ в крестьянской среде сразу после отмены крепостного права. В ней наглядно отражены общепринятый в то время метод обучения грамоте, увиденный Толстым в одной из деревенских школ, и царившие там нравы.
Публикуем отрывки из «Книги для учащих» К. Д. Ушинского, посвящённые первоначальному обучению грамоте по звуковой методе, которая положила конец господству в школьной практике догматических методов обучения, опиравшихся на механическое заучивание букв, их названий, слогов и слов.
А. М. Горького читать научил дедушка. В те времена господствовал так называемый буквослагательный метод обучения грамоте. Разным детям требовалось разное количество времени, чтобы преуспеть в её освоении. Алёша Пешков был очень способным учеником. В повести «Детство» описано, как дед знакомит мальчика с буквами алфавита.
Обычно рассказ о появлении и применении в России звукового метода обучения грамоте сопряжён с именами Золотова, Корфа, Ушинского, Толстого и отнесён к сороковым-шестидесятым годам XIX века. Автор данной статьи расширяет устоявшиеся представления — как по хронологии, так и по персоналиям.
В статье описаны методы обучения чтению и письму, представленные в азбуках и букварях XIX века, проанализированы их достоинства и недостатки, а также определены основные функции визуального ряда в учебниках, соответствующих тому или иному методу.
А. Б. Шапиро ― известный советский языковед, составитель словарей, справочников и учебных пособий. В 1951 году он написал книгу «Русское правописание», в которой рассмотрел орфографию в связи с фонетическим строем русского языка и графическими средствами русского письма. Предлагаем вам отрывок из этой книги на фоне постоянных дискуссий о необходимости звуковой работы с детьми.
Почему мы говорим [малако], а пишем «молоко», откуда взялось правило «Жи-ши пиши с буквой И», благодаря чему в нашем языке появился необычный звук [ф] и как всего два гласных звука могли кардинально повлиять на правописание? Эти и другие вопросы раскрывает в своей статье Л. Н. Чернова, кандидат педагогических наук, учитель барнаульской гимназии.
Предлагаем вам главу из книги видного русского педагога, продолжателя идей К. Д. Ушинского В. П. Вахтерова «На первой ступени обучения», вышедшей в 1904 году. В главе раскрывается тема звуковых упражнений, необходимых детям для овладения грамотой, в частности, упражнение в звукослиянии, которое на тот момент активно использовалось в педагогической практике, но в то же время вызывало активное неприятие. Впрочем, как и сегодня.
«Нет другой проблемы психологии детской речи, которая была бы так подробно исследована и так неудовлетворительно разрешена, как проблема фонетики детской речи». Эти слова актуальны и по сей день. Публикуем статью кандидата педагогических наук Н. Х. Швачкина, которая вышла в «Известиях Академии педагогических наук РСФСР», выпуске № 13, в 1948 году.
Т. Г. Егоров ― советский психолог и педагог, известный специалист в области чтения. Предлагаем фрагменты из его труда «Психология овладения навыком чтения» (1953), в котором он рассматривает, как с психологической точки зрения дети овладевают речезвуковым анализом и синтезом, звуко-буквенными обозначениями и др.
В советской педагогике с 1935 года утвердился звуковой аналитико-синтетический слоговой метод обучения чтению. В программе РКШ для дошкольников используется методика побуквенного чтения, а проблема слияния вообще не стоит. Часто наши дети переходят к чтению целыми словами, минуя чтение слоговое. Интересны высказывания Т. Г. Егорова, позволяющие объяснить, что в основе чтения по слогам подспудно кроется чтение по буквам.
Чтение ― это сложный психический процесс. Познакомиться с его основными компонентами можно из пособия современного учёного-психолога Л. С. Цветковой «Нейропсихология счёта, письма и чтения: нарушение и восстановление», вышедшем в 1997 году.
Часто различные трудности при обучении чтению и письму объясняются плохо развитым фонематическим слухом. А что же такое фонематический слух и надо ли его развивать?
Работа над звуковой культурой речи дошкольников помогает им овладеть фонетическими средствами языка и осознать эти средства, что даёт ребёнку возможность использовать речь как средство общения и подготавливает его к обучению грамоте.
О функциональной неграмотности начали задумываться на Западе где-то в 80-х годах прошлого века. Проблема заключалась в том, что несмотря на всеобщую грамотность, люди не умнели, а наоборот всё хуже справлялись с профессиональными обязанностями. Несколько исследований показали, что хотя люди формально умеют читать и писать, они не понимают смысл прочтённой книги или инструкции, не могут написать логически связный текст.