В данной статье рассказывается о том, как развивалось письмо и искусство каллиграфии, как создавались и украшались книги.
Читать тексты прошлых веков достаточно сложно без особой подготовки и банального опыта. Как и сейчас, в те времена каждый писарь обладал индивидуальным почерком.
Рецептов изготовления чернил в Средние века бытовало великое множество.
Публикуем интересный разговор с коллекционером антикварных письменных принадлежностей Владиславом. Эту информацию трудно найти в интернете, она будет очень полезна всем, кто интересуется каллиграфией и историей письменности в целом.
Все мы помним портреты русских писателей ХVIII века: вдохновенный взгляд вдаль, на столе чернильница, ворох исписанной бумаги и в руках роскошное птичье перо ― предположительно, гусиное. Однако прогресс не стоит на месте, и примерно в середине ХIХ века к нам прибыли стальные перья для чернильной ручки.
Предлагаем вам посмотреть это небольшое любопытное видео, рассказывающее о мировой истории металлических перьев для письма.
Редкие экземпляры чернильниц сейчас можно найти, пожалуй, только в музее или частной коллекции. Например, в белорусском городке у лидского коллекционера Чеслава Серафиновича.
«Почему я столь подробно описываю аспидную доску и её применение? Да потому что она стала родительницей самой известной школьной детали ― классной доски».
Письменный стол à la Tronchin с приподнятой наклонной поверхностью создан для удобства работы и для сохранения осанки.
Пособие для родителей, учителей, учительских институтов и семинарий. Издание двадцать шестое (1907).
Учебное пособие для всех желающих научиться писать быстро и красиво. Пятое издание (1915).
Учебное пособие для педагогических училищ. Издание второе, исправленное и дополненное (1955).
Для учащихся 1-го класса начальной школы (1956).
Для учащихся 2-го класса начальной школы (1948).
«Вводить чистописание вопреки всем прогрессистам!» ― таков ответ специалиста по морфологии и эволюции мозга, профессора С. В. Савельева на вопрос заголовка.
Экскурсовод Омского музея просвещения Татьяна Попытаева рассказывает о дореволюционных традициях чистописания в СССР.
1968 год ― особый этап в реформировании отечественной школы. С этого года по инициативе Министерства образования из школьной практики было ликвидировано веками совершенствовавшееся традиционное каллиграфическое письмо, основанное на ритме пластических усилий и расслаблений. На смену ему пришло «упрощённое» ― безнажимное и безотрывное.
Репортаж Первого канала о центре искусства каллиграфии «От Аза до Ижицы» в Санкт-Петербурге.
Ю. И. Аруцев, врач-эксперт высшей категории, не только учит людей всех возрастов красивому письму, но и приобщает их к истории и русской культуре, чтобы ученики и аккуратно выводили буквы, и узнавали свою страну.
Публикуем фрагмент из книги Манфреда Шпитцера «Антимозг», посвящённой влиянию цифровых средств массовой информации и коммуникации на мозг, в частности, на детский.
Любопытные наблюдения, касающиеся ручного письма и набора на клавиатуре, сравнение их психо-физических аспектов и выразительных особенностей отражены в работе известного психолога Д. Г. Трунова.
Принято считать, что человечество в его прогрессе неизменно идёт по пути улучшения и что каждый новый приобретённый навык или утраченный старый в конце концов приводит к хорошему. Но с отказом от письма это правило может не сработать.
Своими выводами делится Наталья Лебедева, редактор отдела образования на сайте godliteratury.ru.
Индивидуально-графологические особенности почерка — это своеобразная личностная печать индивида. Результаты исследований подтверждают возможность определения по почерку отдельных характерологических черт личности.
Многолетняя практика позволила графологам заметить и выделить определённые закономерности в почерке, а также связать их с личностными особенностями человека. Основные наблюдения сформулированы в данной публикации в виде ясных тезисов и положений.
Проблема почерка ― одна из самых важных школьных проблем, и касается она не только младших классов. Порой и старшеклассники сами не в состоянии прочитать свой же рукописный текст. Но так ли важен красивый почерк в эпоху компьютерного набора?
Инструменты письма прекрасно подходят для создания рисунков ― в этом школьники убеждаются не только при знакомстве с творчеством А. Дюрера, Леонардо да Винчи, Рембрандта, А. Матисса, П. Пикассо, С. Дали и прочих мастеров изобразительного искусства на уроках МХК и рисования, но и на собственном опыте, посещая уроки каллиграфии.
О пользе знакомства школьников с искусством каллиграфии написано немало. Для приобретения навыков красивого письма необходимы занятия. Их проще всего организовать в общеобразовательных школах. Коротко перечислим компоненты, без которых не обойтись при организации занятий каллиграфией в школе: учебные часы, план занятий, инструменты, учебные пособия, педагог.
Лекция профессора С. В. Савельева, специалиста по морфологии и эволюции мозга, посвящённая влиянию каллиграфии на развитие коры головного мозга.
Каллиграфотерапия — это вид арт-терапии, основанный на использовании каллиграфических жанров и приёмов в психотерапевтических целях.
Елена Алексеева, преподаватель каллиграфии и графический дизайнер, рассказывает, что нужно знать тем, кто учится писать красиво. Эти «пять добродетелей каллиграфии», по словам Елены, сформулировали арабские каллиграфы ещё в XVI веке, но они остаются актуальными до сих пор.
Мария Строганова из редакции сайта «Правмир» взяла интервью у протоиерея Павла Великанова, настоятеля Пятницкого подворья Троице-Сергиевой лавры в Сергиевом Посаде, и Виктора Новикова, художника-графика, члена Союза художников, иконописца и преподавателя курсов каллиграфии.
Художник-каллиграф Алексей Чекаль рассматривает историю возникновения росчерков, приводит их систематику и принципы построения, исследует бытование и структурное различие росчерков в разных стилях. Также Алексей затрагивает тему использования каллиграфических элементов в наборных и акцидентных шрифтах и рассказывает, каким образом исторические формы росчерков адаптируются в современной шрифтовой культуре.
Публикуем подборку онлайн-ресурсов, посвящённых современной каллиграфии, для обучения и вдохновения.
Сайт GetPen.ru предложил своим читателям разобраться, чем отличаются чернила для разных пишущих инструментов. Публикуем их небольшой, но наглядный обзор. В РКШ важны чернила прежде всего для перьев-макалок и перьевых ручек, но любопытно узнать, чем заправляют и другие ручки — например, для того, чтобы освоить новые техники рисования.
После ручек-макалок с остроконечным пером дети РКШ переходят к автоматическим перьевым ручкам с открытым пером. У этих ручек на конце пера есть шарик, облегчающий скольжение по бумаге. Мы рекомендуем ручки немецкой фирмы Lamy. В этом разделе собраны статьи и видеоролики, посвящённые особенностям этих ручек.
Семь ошибок при использовании перьевой ручки, составленные The Goulet Pen Company. Не поленитесь прочитать, ведь вполне вероятно, что эти знания сэкономят ваше время и деньги.
Рисунки, чертежи, черновые записи — всё это не было бы таким простым в исполнении, если бы кто-то в своё время не изобрёл карандаш и не поставил это изобретение на поток. Как же развивалась одна из известнейших империй канцтоваров?