И. А. Горячева
Подготовка к обучению чтению и письму
детей четырёхлетнего возраста
Предлагаемая программа для четырёхлеток позволяет грамотно, органично и планомерно осуществлять умственное, речевое, эстетическое развитие дошкольника, стимулировать его творческие способности и познавательные интересы. С одной стороны, выполняются чисто практические задачи: обучение грамоте и письму, формирование навыков чтения и письма, подготовка ребёнка к школе. С другой стороны, происходит погружение в сферу детских интересов и представлений.
Такой подход позволяет объединить в сознании ребёнка учёбу и жизнь, порой так искусственно расчленяемые сегодня слишком рациональными методическими подходами, построить обучение через постижение действительности и тем самым сделать жизненным сам процесс учения. Это происходит естественным путём, через активизацию личностного опыта ребёнка, а не через сообщение ему готовых знаний, требующих от него только пассивного запоминания; через последовательное развитие мышления: от конкретно-образных ощущений и переживаний окружающей реальности, через наглядно-образное восприятие предметов и явлений действительности к первичным системным представлениям о предметных знаниях, картине мира и жизни.
О том, как в РКШ готовят четырёхлетнего ребёнка к школе, формируя у него любовь к познанию и крепкую основу для дальнейшего обучения, — формируя природосообразно, психосохранно, без интеллектуальной перегрузки, рассказывает разработчик филологического блока Русской Классической Школы Горячева Ирина Анатольевна. Ведущая — Светлана Ладина.
Как и когда научить ребёнка читать? Как сделать это лёгким и радостным занятием? Как вести работу, чтобы познавательная мотивация росла день ото дня? Как организовать обучение, чтобы это приносило удовлетворение педагогу? Ответы вы найдёте в нашем семинаре, в котором Ирина Анатольевна Горячева рассказывает об особенностях методики обучения грамоте.
Доклад Ирины Анатольевны Горячевой, разработчика блока словесности в образовательной системе «Русская Классическая Школа», представленный ею на Рождественских чтениях в 2016 году.
Видео снято в воскресной школе при храме свт. Иннокентия Московского, где проводит занятия по программе Русской Классической Школы педагог Светлана Юрьевна Васильева.
Мы не сторонники раннего развития. Но посмотрите на этих малышей — как им легко и интересно заниматься, они даже не осознаю́т, что приобретают знания, которые потом понадобятся им в школе. Запись занятия сделана в воскресной школе при храме свт. Иннокентия Московского. Группу детей ведёт педагог со стажем работы по РКШ Светлана Юрьевна Васильева.
Обучение грамоте происходит в процессе сюжетной игры через драматическую, а не догматическую форму подачи материала, позволяющую ребёнку «прожить» ситуацию, сформировать к ней личное отношение, приобщиться к происходящему и развернуть в душе каскад образов. Это очень значимо, поскольку ребёнок играет не самим предметом, а своими представлениями о нём.
Подготовка к письму включает два вида работы: выполнение орнаментов на листах в клетку и обводку каллиграфических рисунков. Дети учатся обнаруживать пересечения линий на клетчатых листах и соединять найденные точки линиями, совершенствуют координацию движений, пластику руки, способность анализировать линейный рисунок и повторять его, а также знакомятся с изобразительными возможностями линии, эстетическими традициями каллиграфии, красивого письма.
Данная программа позволяет органично и планомерно осуществлять умственное, речевое, эстетическое развитие дошкольника, стимулировать его творческие способности и познавательные интересы.
В планировании обучения чтению и письму указано количество часов на каждый предмет, сроки, виды работы, необходимые пособия для детей и педагогов, дополнительные материалы; также дано параллельное планирование занятий.
В следующем разделе мы собрали научные и научно-популярные материалы, доступно и наглядно рассказывающих об истории создания письма и методов обучения грамоте. Эти публикации, помимо просветительских целей, призваны убедительно аргументировать основательность избранных нами методов обучения детей чтению и письму.