Проблемы со слухом встречаются примерно у двоих-троих детей из тысячи. Снижение слуха негативно влияет на развитие ребёнка, его речь и коммуникативные способности.
Как родителям понять, хорошего ли специалиста они выбрали, и на что обратить внимание? Объясняет Ольга Азова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии Московского психолого-социального университета, директор детского неврологического и реабилитационного центра.
В интернете часто можно встретить рекомендации для развития мозга — постоянно тренировать память, заучивая массивы различной информации. Однако Наталья Бехтерева, академик, научный руководитель Института мозга человека РАН, считала, что гораздо более эффективное средство развития мозга — решение сложных нестереотипных творческих задач, в котором участвуют разные психические процессы, ведь в эту деятельность вовлечён весь мозг целиком.
Сегодня мы являемся свидетелями странной метаморфозы: за относительно короткое (в историческом масштабе) время игрушка и ребёнок меняются местами. Возникает вопрос: кто кем играет? Если ранее игрушка была пассивной болванкой, исполняющей волю ребёнка, то теперь ребёнок становится болванчиком, действующим по «воле» игрушки.
Своими наблюдениями делится Ксения Кнорре-Дмитриева, журналист, автор книг для детей и родителей, эксперт в области образования и социальных проектов.
Как незаметно в наше время стирается грань между добром и злом в душах детей! Один из таких вопиющих случаев описала психолог-консультант И. М. Коган в данной статье-размышлении. И это не единичный случай, а общий мощный «тренд» современной культуры. Поэтому нам, родителям и педагогам, следует быть очень внимательными.
В данной статье кандидат психологических наук, психолог-консультант И. М. Коган осознаёт особенности западной и восточной культур и разбирается в психологии их восприятия, рассказывает об опыте научных исследований данных культур и делает важные выводы из этого.
В современной психологической литературе, посвящённой детско-родительским отношениям, очень популярна тема безусловной любви. Психолог И. М. Коган делает попытку осмыслить именно внутренний, бытийный аспект безусловной любви, свободной от страстей, — аспект, который одухотворяет отношения между родителями и детьми и продолжает быть для ребёнка источником сил и в его взрослой жизни.
Важное условие воспитания детей — здоровая семейная иерархия. Родители, не обладающие для ребёнка авторитетом, не смогут его воспитать. В настоящее время мы наблюдаем печальную тенденцию к снижению родительского авторитета. В чём причина этого явления? Как мы можем противостоять ему в нашей собственной семье?
Матери доверена величайшая миссия: правильно воспитать и сформировать своих детей. Женщина, чьей кровью и плотью созидается естество ребёнка, оказывает на него самое мощное нравственное и интеллектуальное влияние — на характер, способности, поведение, мышление и прочее.
Как правильно воспитывать детей? Что наше воспитание должно дать ребёнку? В чём его главный смысл? Предлагаем вашему вниманию размышления кандидата психологических наук И. М. Коган о четырёх основных подходах к воспитанию детей.
Современные дети перестают играть в обычные игрушки, отдавая предпочтение электронным. Более того, они вообще не умеют играть друг с другом, а когда собираются вместе, способны лишь на самое примитивное взаимодействие. Психологи предупреждают, что наступление эпохи «человека неиграющего» влечёт за собой неизбежное снижение интеллекта и творческих способностей, утрату навыков общения людей друг с другом, эрозию общественных связей.
Само слово «вежливый» родственно слову «ведать», «знать», а значит, суть вежливости — это не только умение, но и определённое знание, внутренний опыт — опыт любви и понимания людей. И именно его важно передать детям. Предлагаем вашему вниманию статью Игоря Лунёва о воспитании вежливости.
Многие родители захвачены идеей раннего развития ребёнка, однако всё чаще и чаще специалисты бьют тревогу: «маленькие вундеркинды» спустя несколько лет вдруг бросают чтение, охладевают к школьным занятиям и вообще перестают чем-либо интересоваться. В чём тут дело? Рассказывает кандидат психологических наук, автор нескольких книг и многочисленных статей, мать троих детей Марина Мелия.
Отрывок из книги российского и советского психолога, одного из основоположников экспериментальной педагогики А. П. Нечаева «Память человека и её воспитание», вышедшей в 1929 году.
В данной книге исследуются неосознаваемые воздействия телевидения на человека и показывается, к каким серьёзным последствиям для развития ребёнка приводит просмотр телевизора. Автор даёт советы, как отстоять свою свободу и самодеятельность, вступая во взаимоотношения с телевидением, чем компенсировать вред от телепросмотров и т. д.
Мозолистое тело в головном мозге необходимо для координации мозговой работы и передачи информации из одного полушария в другое. Нарушение мозолистого тела искажает познавательную деятельность детей. Развить его можно через кинезиологические упражнения, от движений к мышлению.
Предлагаем вашему вниманию ряд цитат из книги психолога Жана Пиаже «Речь и мышление ребёнка», в которых автор наиболее ярко и ёмко описывает свои обобщения относительно особенностей мышления детей того возраста, который у нас принято называть дошкольным.
Предлагаем вашему вниманию ряд цитат из книги психолога Жана Пиаже «Речь и мышление ребёнка», в которых автор наиболее ярко и ёмко описывает свои обобщения относительно особенностей мышления детей того возраста, который у нас принято называть младшим школьным.
Вопросы перехода от игры к учёбе, интеллектуального продвижения ребёнка, готовности к школе, становления первых форм творчества должны быть поставлены не только в педагогический, но и в широкий культурно-психологический контекст.
Современность — время высоких скоростей и высокой конкуренции. Страх проиграть гонку навязывает родителям тактику воспитания детей: вложить в их головы интеллектуальный багаж, который сделает их конкурентоспособными, как можно раньше и как можно больше. Однако всему своё время, и это время определяется внутренней готовностью ребёнка осознанно овладеть чем-либо. В данной статье нейропсихолог А. В. Семенович рассказывает о вреде такого раннего развития.
Предлагаем вам прочесть небольшой отрывок из диалога Платона «Протагор» — сравнить разнообразие в сегодняшнем образовании с тем, насколько аккуратно древнегреческий философ Сократ советовал относиться к выбору учителя и учения.
Зачем мы занимаемся бегом, аэробикой, плаванием? Чтобы лучше выглядеть, сбросить лишний вес, чтобы сосуды и сердце были в порядке... И вряд ли кто-то ходит в фитнес-клуб, чтобы улучшить память или внимание. А ведь давно известно: физические упражнения благотворно влияют не только на тело, но и на психику. Такая связь, как показали исследования последних лет, может быть более тесной и непосредственной, чем мы привыкли думать.
Показательная история о том, как мама с дочерью-второклассницей проводили исследование «Факторы, влияющие на самостоятельное выполнение домашних заданий младшими школьниками».
Психолог Татьяна Шишова рассказывает, откуда у детей берётся медлительность и как помочь маленьким копушам.
Фрагмент из книги «Антимозг» Манфреда Шпитцера, немецкого нейробиолога, психиатра и писателя.
Фрагмент из книги «Антимозг» Манфреда Шпитцера, немецкого нейробиолога, психиатра и писателя.
Фрагмент из книги «Антимозг» Манфреда Шпитцера, немецкого нейробиолога, психиатра и писателя.
В ходе круглого стола на Форуме безопасного интернета нейропсихолог, кандидат психологических наук, доцент УрФУ Сергей Киселёв привёл важные факты о научно доказанном вреде от цифрового обучения.