Дорогие друзья! В группе РКШ ВКонтакте в рубрике «Цитаты дня» мы делились с вами ценными и созвучными нашему мироощущению мыслями известных людей прошлого и настоящего на тему образования и воспитания детей. Среди авторов — видные педагоги и методисты, психологи и философы, филологи и математики, писатели и христианские мыслители...
Обращаясь к их наследию, мы стремились показать, что программа Русской Классической Школы имеет глубокие корни. Идею природосообразного обучения и воспитания, ставшую для нас главным методическим принципом, мы находим в трудах самых различных авторов. Притом великие умы приходили к мысли о природосообразности часто независимо друг от друга и совершенно разными путями. Они необязательно употребляли этот термин — тот же смысл мог быть выражен и другими словами, и это не случайно: в данной идее лежит глубокая внутренняя правда.
Одновременно мы давали понять, что подход РКШ современен. Потому что в образовании, как и в жизни вообще, есть временное и суетное, а есть вечное. РКШ — это как раз про вечное, что всегда важно и современно, независимо от веяний моды. Для того чтобы раскрыть этот момент, мы приводили как цитаты древних, находящие живой отклик в душе современного человека, так и мысли современных учёных, подтверждающие правильность и разумность нашего подхода, подводящие под него научно-методическую базу.
Нам важно также развеять миф о том, что настоящая педагогика, как и настоящая психология — это только «современная» (= новейшая). Такой миф возникает потому, что и в университетах мыслителей прошлого часто «проходят по верхам». Между тем стоит внимательно погрузиться в чтение трудов кого-нибудь из русских педагогов XIX столетия, как мы удивляемся тому, насколько точные и глубокие мысли высказывает автор, а также тому, что какая-нибудь психологическая идея, которую мы привыкли считать достижением современности, была известна уже тогда и глубоко прочувствована на практике.
Отдельно хотелось бы отметить: если мы цитируем некую мысль какого-либо автора, это означает только то, что мы считаем ценной именно эту мысль. Отсюда совершенно не следует, что мы согласны со всеми прочими его высказываниями и полностью разделяем его мировоззрение. Напротив, часто бывает так, что мы находим в трудах того же автора суждения, с которыми не можем согласиться, или в его жизненной позиции есть нечто, чему мы противимся. Но это не повод игнорировать ценное и полезное из его текстов.
Рубрикой «Цитаты дня» мы желаем дать педагогам и родителям пищу для размышления и развития, для решения насущных педагогических проблем.