В этом разделе опубликованы фрагменты труда «Изобретение Иоганна Гутенберга. Из истории книгопечатания. Технические аспекты» учёного-книговеда Евгения Львовича Немировского, а также исторические статьи о развитии книжного дела с сайта http://www.rarebook-spb.ru.
Ещё несколько веков назад кабинеты учёных представляли собой заваленные свитками или книжными фолиантами помещения. Чтобы как-то облегчить их работу с несколькими рукописями сразу, было придумано книжное колесо.
Роль бумажной книги в культуре и обществе изменилась, но это изменение пока ещё толком не осмыслено. Будущее у неё есть, но оно разительно отличается от её прошлого. Эту трансформацию не остановить и не отменить, как бы нам этого ни хотелось. Цифровая эпоха преобразует наш быт, и нам надо как-то находить возможность существовать и отстаивать свои ценности в новых условиях.
Бумажную книгу ждёт смерть? Или хоронить её ещё рано? О том, к чему может привести опустение книжных полок, виртуализация чтения и общения, журнал «Фома» поговорил с Д. П. Баком, директором Государственного литературного музея.
В статье рассматривается классическая литература в контексте современной культуры. Границы, функция и роль классики проясняются через сопоставление её с авангардом, культовой и массовой литературой. Выявляется связь классического с пиршественным типом культуры, что и объясняет отторжение классики цивилизацией рынка.
О функциональной неграмотности начали задумываться на Западе где-то в 80-х годах прошлого века. Проблема заключалась в том, что несмотря на всеобщую грамотность, люди не умнели, а наоборот всё хуже справлялись с профессиональными обязанностями. Несколько исследований показали, что хотя люди формально умеют читать и писать, они не понимают смысл прочтённой книги или инструкции, не могут написать логически связный текст.
С обретением свободы выражения мыслей и взглядов обнаружилась низкая культура речи: люди оказались неспособны ясно и вразумительно излагать свои мысли. Как можно противостоять этому процессу? Чтобы привить вкус к красивой речи, академик Д. С. Лихачёв советовал читать детям вслух и вообще учить их медленному чтению.
Имя В. Ф. Асмуса (1894–1975), крупнейшего русского философа ХХ века, прочно вошло в историю отечественной науки. Публикуем его статью, которая была написана в 1962 году и опубликована только дважды, но так и не утратила своей актуальности.
А. Н. Ужанков (род. 1955) — советский и российский филолог, литературовед, культуролог, теоретик и историк литературы и культуры Древней Руси, доктор филологических наук, кандидат культурологии, профессор. Публикуем беседу с ним.
«Мне стало страшно. Я подумал: до какого же холодного безразличия к своей стране, к своему народу, до какого невежества и наплевательского отношения к истории России, к её настоящему и будущему нужно дойти, чтобы заменить русский язык речевым мусором?..» Публикуем отрывок из рассказа К. Г. Паустовского 1960 года.
В данной статье рассматриваются характерные особенности интернет-языка, а также его влияние на различные аспекты речи. Анализ данного языка позволяет выделить различные формы организации текстового материала, характерные для последних лет, что помогает более полно классифицировать интернет-тексты, не ограничиваясь их стилевой принадлежностью.