Разработки уроков И. А. Горячевой

В данном разделе содержатся некоторые конспекты уроков словесности (литературы) И. А. Горячевой для 5–10 классов.

И. А. Горячева — Разработка урока в 5 классе по Ветхому Завету

И. А. Горячева — Разработка урока в 5 классе по Ветхому Завету

Курс словесности в образовательной системе РКШ шире традиционного школьного курса художественной литературы и предполагает углубленное изучение древности.

И. А. Горячева — Разработка урока в 9 классе по Псалму 33

И. А. Горячева — Разработка урока в 9 классе по Псалму 33

Поскольку словесность – это отражение пути от культа к культуре, к искусству слова, к художественной литературе, образовательная программа РКШ имеет художественно-эстетическую направленность с элементами культурологии. Даже при изучении Библии не только осуществляется толкование и интерпретация её текстов, прообразов, но и происходит наблюдение и выявление её особенностей, характерных черт древнееврейской поэзии, обнаружение ведущего принципа – библейского параллелизма.

И. А. Горячева — Разработка урока в 5 классе|по мифу о сотворении мира|и поэме Гесиода «Теогония»

И. А. Горячева — Разработка урока в 5 классе
по мифу о сотворении мира
и поэме Гесиода «Теогония»

В курсе словесности (литературы) в средней и старшей школе мы уделяем большое внимание древности. Древняя языческая словесность первоначально изучается на материалах мифов Древних Египта, Ирана, Индии, Китая, Америки, Австралии, Океании, Африки, Греции и Рима. Циклы объединены общностью сюжетов о сотворении мира, человека, об отвержении человека богами — грехопадении, о Всемирном Потопе, о разноязычии племён, о схождении героев в подземный мир, о посмертном суде, о воскресении, об островах блаженных. 

И. А. Горячева — Разработка урока в 7 классе|по «Илиаде» Гомера

И. А. Горячева — Разработка урока в 7 классе
по «Илиаде» Гомера

Через изучение словесности Древней Греции дети постигают этапы становления любой литературы — эпоса, лирики, драмы, прозы. Антропоцентрический гуманизм античности начинается с пафоса гомеровского творчества.

И. А. Горячева — Разработка урока в 6 классе|по «Тимею» Платона и «Истории животных» Аристотеля

И. А. Горячева — Разработка урока в 6 классе
по «Тимею» Платона и «Истории животных» Аристотеля

Вы уже знаете, что в программе РКШ есть дисциплина, именуемая словесностью. И всякий раз мы дополнительно даём пояснения, о чём идёт речь: о русском языке или литературе. Об интеграции этих предметов, вызванной желанием достичь в детском восприятии единства языка, речи и литературы, мы также уже не раз говорили. Сейчас хочется взглянуть на термин «словесность» под иным углом.

И. А. Горячева — Разработка урока в 9 классе|по произведениям Горация

И. А. Горячева — Разработка урока в 9 классе
по произведениям Горация

Сейчас мы наблюдаем слом всех эстетических и нравственных норм, уничтожение аполлонического кода и торжество дионисийского. Аполлоническая поэзия — поэзия света, высоты, умеренности, геометрической стройности — уходит в тень, а её дионисийская разновидность — воплощение вакханалий, разнузданности, всего телесного, чувственного, спонтанного, эклектики, если хотите, — вырвалась из строгих античных рамок, чтобы куражиться в современном мире. Но как же повезло нам, современным людям, способным и имеющим возможность выбирать, черпать то самое чистое, светлое и достойное, что уже есть в культуре, в том числе и в поэзии!

И. А. Горячева — Разработка урока в 8 классе по русским народным сказкам

И. А. Горячева — Разработка урока в 8 классе по русским народным сказкам

Предвидим недоумённое выражение на лицах прочитавших название темы урока и соотнёсших сказки с подростковым возрастом, в котором они преподносятся учащимся РКШ. К этому указателю дети обращаются на четвёртом году обучения в средней школе, завершая в 5–8 классах анализ этого жанра устного народного творчества. 

8 класс. Былина, сказка, казачьи песни, предание о Садко

8 класс. Былина, сказка, казачьи песни, предание о Садко

Практически во всех школьных программах изучение былин завершается в 5-6 классах. Как и сказки, русский героический эпос изучается нашими детьми по 8 класс включительно.

5 класс. Место древнерусской литературы в курсе словесности. «Слово о полку Игореве»

5 класс. Место древнерусской литературы в курсе словесности. «Слово о полку Игореве»

Важная особенность нашего курса словесности (литературы) в средней и старшей школе — большое внимание к древности, в том числе к древнерусской литературе.

6 класс. «Сказание о письменах черноризца Храбра»

6 класс. «Сказание о письменах черноризца Храбра»

Предлагаем вашему вниманию разработку урока литературы в 6 классе, посвящённого развитию письменности на Руси.