В данном разделе опубликованы некоторые конспекты уроков словесности (литературы) для 5–10 классов из методических пособий И. А. Горячевой.
Курс словесности в образовательной системе РКШ шире традиционного школьного курса художественной литературы и предполагает углублённое изучение древности. Нравственно-этические критерии оценки детьми изучаемых произведений зиждутся на христианском мировоззрении. Отправная точка курса словесности — изучение Библии (Книга Бытие, Книга Исход, Псалтирь, Книга Иова).
Поскольку словесность — это отражение пути от культа к культуре, у программы РКШ художественно-эстетическая направленность с элементами культурологии. Даже при изучении Библии не только толкуются и интерпретируются тексты Священного Писания, но и наблюдаются и выявляются его художественные, стилистические, композиционные особенности, характерные черты древнееврейской поэзии, обнаруживается ведущий принцип — библейский параллелизм.
В конце ХIХ века был найден папирус со сказкой о потерпевшем кораблекрушение. Она была записана в XX веке до Р. Х. Это самое древнее из сохранившихся до нашего времени литературных произведений.
Языческая словесность первоначально изучается по мифам Древних Египта, Ирана, Индии, Китая, Америки, Австралии, Океании, Африки, Греции и Рима. Циклы объединены общностью сюжетов, через обнаружение которой у детей закладывается представление о бродячих сюжетах, устойчивых мотивах, различающихся лишь художественным обликом в зависимости от среды своего бытования.
Подвиги Геракла не умещаются ни в одной части Греции. Геракла можно считать и общегреческим, и общечеловеческим героем, так же как Зевс был отцом людей и богов, а не каким-то местным божеством. В сознании древних греков установилось представление, что в мире царит гармония, установленная богами и отвоёванная героями-полубогами.
Через изучение словесности Древней Греции дети постигают этапы становления любой литературы — эпоса, лирики, драмы, прозы. Антропоцентрический гуманизм античности начинается с пафоса гомеровского творчества. Изучение эпических поэм «Илиада» и «Одиссея» открывает учащимся мироощущение древнего грека.
Взгляды Платона и Аристотеля, древнегреческих мыслителей, имели серьёзное влияние на последующее развитие человеческой мысли.
Этот древнеримский поэт, умный, тонкий, доброжелательный, миролюбивый баловень фортуны многим обогатил последующие века. Но лирика Рима никогда впоследствии не достигала совершенства Горация.
Уроки построены на основании толкований Евангелия от Луки св. Иоанном Златоустом, св. Евфимием Зигабеном, св. Феофилактом Болгарским, свт. Николаем Сербским, Александром Лопухиным, на основании историко-филологических исследований Сергея Аверинцева.
Святитель Кирилл Александрийский — один из наиболее значительных богословов своего времени, толкователь Священного писания. Ему принадлежат толкования на ряд ветхозаветных книг, собрание трактатов о Троице, поучения, которые отличаются возвышенностью мыслей и слога.
Мусульмане считают, что Коран снизошёл в мир от Аллаха в полном виде в ночь Предопределения, но ангел Джабраил передавал его пророку по частям в течение 23 лет. Во время своих проповедей Мухаммед сделал множество изречений. Эти изречения, в которых пророк говорил от имени Аллаха, объединены в Коране. Остальные изречения вошли в предания.
Предвидим недоумённое выражение на лицах прочитавших название темы урока и соотнёсших сказки с подростковым возрастом, в котором они преподносятся учащимся РКШ. Но если в начальной школе сказка воспринималась детьми как развлекательный дидактический жанр, то в средней школе анализ зарубежного и русского сказочного фольклора происходит на ином уровне.
Как и сказки, русский героический эпос изучается нашими детьми по восьмой класс включительно. Ученики наглядно усваивают, что при переходе мифа к эпосу на первый план выходят отношения племён и древних государств, постигают, что художественный замысел эпоса историчен даже тогда, когда он облекается в совершенно фантастическую форму.
«Песнь о Роланде» — самая крупная поэма из цикла французских «песен о деяниях». Она создана в середине XII в. и отражает исторические события VIII в.
Важная особенность нашего курса словесности (литературы) в средней и старшей школе — большое внимание к древности, в том числе к древнерусской литературе.
«Слово о полку Игореве» было создано неизвестным автором в конце XII в. Поводом для создания произведения явился неудачный поход на половцев князя Новгорода-Северского Игоря Святославича в 1185 г. Создатель «Слова...» не историк и не летописец, он не констатировал события, а осмысливал их и оценивал, облекая в народно-поэтические формы.
«Сказание о письменах черноризца Храбра» посвящено созданию славянской азбуки. Это один из важных источников по истории славянской письменности, довольно популярный во времена средневековой Руси.
Литература, пришедшая на Русь из Византии, была глубоко риторичной. Эту же традицию переняли и древнерусские проповедники.
Большинство исследователей отождествляют Петра и Февронию с известным по летописям муромским князем Давидом Юрьевичем и его супругой Евфросинией.
На этом занятии рассматривается литературная деятельность Кариона Истомина. Мы считаем необходимым отразить литературную стихию ХVII века, дух того времени, поскольку в школьном курсе данная эпоха зияет пустотой. А ведь деятельность просветителей того времени принесла немало пользы нашему Отечеству.
В программе РКШ творчеству М. В. Ломоносова уделяется серьёзное внимание. Представляем вашему вниманию единственный дошедший до нас образец юмористической прозы Ломоносова и разработку урока по его небольшой пьесе-сценке.
Поэзия М. В. Ломоносова стояла всецело на принципах классицизма. В то время она не имела самостоятельного значения, а признавалась лишь в качестве развлечения, высокопарной хвалы или должна была наставлять и назидать.
Воспитание в сознании мыслителей XVIII в. рассматривалось как первоочередной фактор, определяющий нравственный облик человека. В представлениях Д. И. Фонвизина проблема воспитания приобретала государственное значение, так как правильное воспитание могло спасти дворянское общество от деградации.
В поэзии второй половины XVIII в. боролись две традиции — «высокая» традиция М. В. Ломоносова, использовавшая жанр оды, и традиция А. П. Сумарокова, восстававшая против «громкости», «витийства» и восторженности поэзии, требовавшая «простоты» и «естественности» языка. Г. Р. Державин усвоил обе эти традиции, воссоединив их в своём творчестве.
Жизнь Н. М. Карамзина — это непрерывное сaмовоспитaние и творчество. Создaвaя произведения и представляя читaтелю их aвторa, он одновременно создaвaл читaтеля, формировал тип нового русского культурного человекa. И когдa Жуковский, Пушкин, a зa ними и все великие писaтели XIX в. продолжaли строительство русской литерaтуры, они нaчинaли уже с зaдaнного Кaрaмзиным уровня...
«Горе от ума» «...была первою русскою комедиею, в которой нет ничего подражательного, нет ложных мотивов и неестественных красок, но в которой и целое, и подробности, и сюжет, и характеры, и страсти, и действия, и мнения, и язык — всё насквозь проникнуто глубокою истиною русской действительности».
В. А. Жуковский был близким другом А. С. Пушкина, и поэты задумали устроить поэтическое состязание: кто лучше напишет сказку о спящей-мёртвой царевне.
«Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная» (А. С. Пушкин). Предлагаем вашему вниманию разработку урока, посвящённого творчеству В. А. Жуковского.
Стихотворение «К моей чернильнице», созданное в духе Горация, — это наглядное отражение мотивов и побуждений творчества А. С. Пушкина.
Получить «ключ к сокровищнице народного духа» можно, «только усвоив мысль и чувство, создавшие формы языка» (К. Д. Ушинский). Именно на это нацелены разработки уроков, представленные в наших методических пособиях. Мы знакомим вас с фрагментами из них, показывая, как подробно, детально дети учатся видеть художественное произведение в целом.
«Ашик-Кериб» М. Ю. Лермонтова, литературная версия азербайджанской сказки, отражает остатки мифа о путешествии героя в мир иной и о возвращении его, о возрождении. Почему Лермонтова заинтересовал именно этот сюжет, можно узнать в нашей разработке урока для 5 класса.
Одна из традиционных форм работы по овладению сокровищами родного языка — выучивание наизусть поэтических произведений. Благодаря этому дети усваивают эталоны словесного искусства, расширяют словарный запас, приобретают выразительность речи. Приобщение к поэзии значимо и для формирования культуры чувств через восприятие эмоционального строя лирического произведения.
Интерес к фольклору был связан у Лермонтова с охлаждением к западной поэзии и с интересом к народному тоническому стиху. «Песня про царя Ивана Васильевича...» — опыт использования исторической песни для построения русской поэмы.
В творчестве Лермонтова уравновешены «бунт» и «молитва». «Герой-бунтарь» оказывается и героем молящимся. Сознание лермонтовского героя — это сознание ещё становящегося духа.
Гоголь подчёркивает в характерах своих героев одну-две наиболее существенные черты и гиперболизирует их; заострением характерных черт, неожиданными сопоставлениями и уподоблениями создаёт карикатуры.
Стихи И. С. Никитина имеют сходство со стихами А. В. Кольцова. Но талант и опыт развили у Никитина собственный почерк и позволили наполнить русскую поэзию отточенными фольклорными образами и выразительностью.
«Разум человека сияет подобно струям фонтана. Как и фонтан, разум "клубится облаком живым" и дробится, порождает разнообразные мысли. Подобно лучу фонтана, человеческая мысль поднимается на "заветную высоту". И рассыпается, подобно лучу-струе...»
«Вновь мы видим, что в поэзии А. А. Фета на фоне пейзажных зарисовок проступают размышления лирического героя. Поэт как бы стирает грань между миром внутренним и внешним...»
Полонский был одним из лучших поэтов послепушкинского периода. Он «...как бы живая история русской поэзии XIX в. Среди поэтов конца века Я. П. Полонский занимает особое место — в его лирике воплотилось то лучшее, что дал поэзии XIX в.: неразложимая цельность и глубина содержания, свобода и естественность выражения, благородство и прямодушие, твёрдая ясность идеала...»
Н. А. Некрасов «...увлекался своею миссией, облагораживался в ней, возвышался до голоса истинного гражданина. В течение многих лет на глазах целой России развёртывался этот роман Некрасова с народом. Поэзия была уже не только в том, что он писал, но в самой его роли, в этой истории неразделённой, болезненной любви».
Мы привыкли видеть в Касьяне с Красивой Мечи из «Записок охотника» реалистичный образ странного русского мужика. Но если этот образ рассмотреть поглубже, то мы обнаружим много совершенно неожиданного, и внутренний мир автора раскроется для нас в деталях и подробностях сквозь ткань художественного повествования.
Рассказ «Муму» написан за два года до отмены крепостного права. Он построен на сопоставлении бесчеловечного, звериного («собачьего») и истинного, искреннего начал в человеке. Неким мерилом стала собака Муму. Степень человечности проявляется на фоне связанных с ней событий.
Уже в первых повестях И. С. Тургенев вступил в спор и с восторженным, напыщенным, вычурным романтизмом, и с байронической неудовлетворённостью несовершенным миром. Но писатель не пошёл по пути обнажения правды жизни, болезненного фиксирования её темных сторон и преувеличения их. При этом он не отказался от романтики как приподнятого отношения человека к миру.
Н. С. Лесков хотел подчеркнуть связь описанного в рассказе с христианскими смыслами и противопоставить их звериному началу в человеческом сердце...
«Левша» был литературным вымыслом Н. С. Лескова. Но в первоначальных изданиях печаталось вступление, в котором автор говорил: «Я не могу сказать, где именно родилась первая заводка баснословия о стальной блохе... Во всяком случае сказ о стальной блохе есть специально оружейничья легенда, и она выражает собою гордость русских мастеров ружейного дела. Я записал эту легенду в Сестрорецке по тамошнему сказу от старого оружейника, тульского выходца...»
События, описанные в рассказе «Тапёр», реальны. А. И. Куприна всегда интересовали неповторимые людские судьбы, загадки, глубины человеческой души, причины тех или иных поступков.
«...Читая точно кованные из дорогого металла рассказы Чехова, ощущаешь огромный удельный вес потраченного материала: ни одной лишней буквы. Мысль сжата у него до её идейной сути и обладает упругостью заведённой пружины: попадая в мозг читателя, она развёртывается там и продолжает своё движение, свою внутреннюю жизнь».
— Об умирании чего этот рассказ?
— Об умирании русской деревни...
Характерная особенность раннего прозаического творчества И. А. Бунина — присутствие лирического сюжета, в котором важны не события, а впечатления, особый элегический настрой. Бунин начал свой путь в литературе как поэт и порой чётко не разграничивал поэтическое и прозаическое творчество.
Трудно поверить, но весь рассказ и его герои — вымышленные, несмотря на то, что многие возражали: «Это жизнь, это правда. Так не сочинить...» В зрелый период творчества И. А. Бунин всё далее отходил от лично увиденного и пережитого и всё чаще сочинял: свободнее выбирал факты и явления жизни, поэтически укрупнял и обобщал их.
Несмотря на бурную столичную жизнь, С. А. Есенин так и не принял жизнь горожанина, цивилизованного человека. До конца жизни испытывал печаль по русской деревне, с которой он был связан «корнями» своей души, своего детства...
Русский писатель и критик А. К. Воронский писал о творчестве В. В. Маяковского: «...Народным поэтом, поэтом миллионов Маяковский не будет; слишком индивидуалистична его поэзия, слишком много в ней ненужного футуристического груза, словесной эквилибристики, жонглёрства, формалистических “уклонов”, литературщины».
Три тома лирики А. А. Блока — это его дневник, последовательное описание всех душевных переживаний, событий, происходивших в его жизни. В 1911 г. поэт писал: «Таков мой путь; теперь, когда он пройден, я твёрдо уверен, что это должное и что все стихи вместе — “трилогия вочеловечения“».
М. Горький — чрезвычайно противоречивая натура. Он увлёкся «богостроительством», основанным на соединении социалистических и христианских идей. Это была своеобразная пролетарская религия без Бога, обожествлявшая прогресс, науку, коллективный труд, возможности человека.
Произведения М. А. Шолохова 1920-х годов посвящены гражданской войне. Главенствующий сюжет — смертельное столкновение соотечественников. Шолохов показывает гражданскую войну как народную трагедию.
«Платонов — фигура рубежа, он находится на самой линии разрыва между жизнью и смертью, между Богом и человеком, человеком и машиной, человеком и природой. Он этот разрыв пропустил через сердце, пытаясь соединить несоединимое, и, быть может, в этом пограничье и таится ключ к его творчеству и судьбе...»
Образы, запечатлённые в «Алых парусах», убеждают что их «явное значение было одно, а скрытое — совершенно другое». Эта повесть «не только история мечтательницы Ассоль; но также и притча о любящей Бога человеческой душе...»
Сказы, созданные П. П. Бажовым, основаны на «тайных сказах» — старинных устных преданиях уральских горнорабочих. Многие он слышал мальчиком от дедушки Слышко (В. А. Хмелинина) с Полевского завода. Но Бажов был не обработчиком, а самостоятельным художником, использовавшим для воплощения своих творческих замыслов знание уральского горняцкого быта и знание устного народного творчества.
М. М. Пришвин через проникновение в жизнь природы, не терпящей праздности и пустоты, исповедует евангельские нравственные истины, говорит о силе добра и обречённости зла, о красоте человеческой души, хотя в его картине мира Творца не видно. «Всё прекрасное на земле от солнца, и всё хорошее от человека», — говорит писатель.
Тысячи школьников России выбирают для сочинений темы, связанные с «Повестью о настоящем человеке». Детские сердца чувствуют, что это пример настоящего, непридуманного героизма, который каждый из нас может проявить в борьбе с тяжёлыми обстоятельствами, болезнями, невзгодами. Книга учит стойкости и умению не терять мужество и надежду.
«...Сельская учительница Ксения Андреевна и её маленький класс в минуту испытаний повели себя героически, не дрогнув перед лицом смерти, когда у классной доски им пришлось сдавать главный экзамен в своей жизни...»
М. В. Исаковский, друг А. Т. Твардовского, отмечал, что для его поэзии характерна зоркость: «Возьмите любое его произведение, и вы найдёте в нём столько деталей, столько самых неожиданных красок! Мы сами наверняка не заметили бы этих деталей и красок, если бы нам не подсказал их Твардовский».
В основу рассказа Валентина Григорьевича Распутина «Уроки французского» легли воспоминания о его детской жизни: «...Мне ничего не пришлось выдумывать. Всё происходило со мной. За прототипом ходить далеко не пришлось. Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в своё время они сделали для меня».
Поэтом В. И. Белов не стал, но в его прозе получили развитие все ранее звучавшие мотивы поэтического творчества. «...Василий Белов оказался первым (и, похоже, единственным), кто начал говорить о русском крестьянстве “изнутри” его. Он привнёс в литературу целостное и по сути своей корневое миропонимание целого сословия титульной для России нации» (А. П. Смолин).
Немецкий писатель Вильгельм Гауф в своём творчестве обращается к мифам, легендам, преданиям разных народов мира. «Холодное сердце» — глубоко христианская сказка: древняя легенда в ней обретает христианский смысл.
Г. Х. Андерсен посвятил своё творчество написанию сказок для детей. Он стал создателем жанра литературной сказки в Дании. Сюжеты для сказок Андерсен брал сначала из народных преданий, древних поэтических произведений, рассказов, слышанных в детстве, и обрабатывал их, приближая к реальности. Но вскоре начал сочинять сам. Несмотря на то, что сказки предназначались детям, они заключают мудрость для взрослых.
Робинзон сравнивает себя с Иовом — ветхозаветным праведником, которого Господь ради испытания веры лишил всего: здоровья, семьи, состояния — а потом вознаградил его десятикратно. Высшая правда восторжествовала в романе Д. Дефо. Так её видел автор. Пусть в жизни так бывает не всегда, но, по мнению Дефо, так должно быть. Это убеждение сделало роман «Робинзон Крузо» романом воспитания.