https://russianclassicalschool.ru/ /component/jshopping/cart/view.html?Itemid=0 /component/jshopping/product/view.html?Itemid=0 /component/jshopping/cart/delete.html?Itemid=0 https://russianclassicalschool.ru/components/com_jshopping/files/img_products 2 руб. ✔ Товар в корзине Товар добавлен в корзину Перейти в корзину Удалить Товаров: на сумму Не заданы дополнительные параметры КОРЗИНА
youtube com vk com

Разработки уроков И. А. Горячевой

В данном разделе опубликованы некоторые конспекты уроков словесности (литературы) для 5–10 классов из методических пособий И. А. Горячевой.

Библия. Ветхий завет. Главы первая и вторая. 5 класс

Библия. Ветхий завет. Главы первая и вторая. 5 класс

Курс словесности в образовательной системе РКШ шире традиционного школьного курса художественной литературы и предполагает углублённое изучение древности. Нравственно-этические критерии оценки детьми изучаемых произведений зиждутся на христианском мировоззрении. Отправная точка курса словесности — изучение Библии (Книга Бытие, Книга Исход, Псалтирь, Книга Иова).

Псалом тридцать третий. 9 класс

Псалом тридцать третий. 9 класс

Поскольку словесность — это отражение пути от культа к культуре, у программы РКШ художественно-эстетическая направленность с элементами культурологии. Даже при изучении Библии не только толкуются и интерпретируются тексты Священного Писания, но и наблюдаются и выявляются его художественные, стилистические, композиционные особенности, характерные черты древнееврейской поэзии, обнаруживается ведущий принцип — библейский параллелизм.

Древнеегипетская «Сказка потерпевшего кораблекрушение». 6 класс

Древнеегипетская «Сказка потерпевшего кораблекрушение». 6 класс

В конце ХIХ века был найден папирус со сказкой о потерпевшем кораблекрушение. Она была записана в XX веке до Р. Х. Это самое древнее из сохранившихся до нашего времени литературных произведений.

Доэллинский миф о сотворении мира. Гесиод. Из поэмы «Теогония». 5 класс

Доэллинский миф о сотворении мира. Гесиод. Из поэмы «Теогония». 5 класс

Языческая словесность первоначально изучается по мифам Древних Египта, Ирана, Индии, Китая, Америки, Австралии, Океании, Африки, Греции и Рима. Циклы объединены общностью сюжетов, через обнаружение которой у детей закладывается представление о бродячих сюжетах, устойчивых мотивах, различающихся лишь художественным обликом в зависимости от среды своего бытования. 

Древнегреческие мифы о Геракле. 5 класс

Древнегреческие мифы о Геракле. 5 класс

Подвиги Геракла не умещаются ни в одной части Греции. Геракла можно считать и общегреческим, и общечеловеческим героем, так же как Зевс был отцом людей и богов, а не каким-то местным божеством. В сознании древних греков установилось представление, что в мире царит гармония, установленная богами и отвоёванная героями-полубогами.

Гомер. Из «Илиады». Песнь первая. 7 класс

Гомер. Из «Илиады». Песнь первая. 7 класс

Через изучение словесности Древней Греции дети постигают этапы становления любой литературы — эпоса, лирики, драмы, прозы. Антропоцентрический гуманизм античности начинается с пафоса гомеровского творчества. Изучение эпических поэм «Илиада» и «Одиссея» открывает учащимся мироощущение древнего грека.

Платон. Из диалога «Тимей». Аристотель. Из «Истории животных». 6 класс

Платон. Из диалога «Тимей». Аристотель. Из «Истории животных». 6 класс

Взгляды Платона и Аристотеля, древнегреческих мыслителей, имели серьёзное влияние на последующее развитие человеческой мысли.

Поэзия Горация. 9 класс

Поэзия Горация. 9 класс

Этот древнеримский поэт, умный, тонкий, доброжелательный, миролюбивый баловень фортуны многим обогатил последующие века. Но лирика Рима никогда впоследствии не достигала совершенства Горация.

Святитель Кирилл Александрийский. «Беседа, произнесённая в Ефесе, в день святого евангелиста Иоанна». 8 класс

Святитель Кирилл Александрийский. «Беседа, произнесённая в Ефесе, в день святого евангелиста Иоанна». 8 класс

Святитель Кирилл Александрийский — один из наиболее значительных богословов своего времени, толкователь Священного писания. Ему принадлежат толкования на ряд ветхозаветных книг, собрание трактатов о Троице, поучения, которые отличаются возвышенностью мыслей и слога.

Русские народные сказки.  В. Я. Пропп. Из «Указателя сюжетов русских народных сказок». 8 класс

Русские народные сказки. В. Я. Пропп. Из «Указателя сюжетов русских народных сказок». 8 класс

Предвидим недоумённое выражение на лицах прочитавших название темы урока и соотнёсших сказки с подростковым возрастом, в котором они преподносятся учащимся РКШ. Но если в начальной школе сказка воспринималась детьми как развлекательный дидактический жанр, то в средней школе анализ зарубежного и русского сказочного фольклора происходит на ином уровне.

Былина, сказка, казачьи песни, предания о Садко. 8 класс

Былина, сказка, казачьи песни, предания о Садко. 8 класс

Как и сказки, русский героический эпос изучается нашими детьми по восьмой класс включительно. Ученики наглядно усваивают, что при переходе мифа к эпосу на первый план выходят отношения племён и древних государств, постигают, что художественный замысел эпоса историчен даже тогда, когда он облекается в совершенно фантастическую форму.

Песнь о Роланде. 9 класс

Песнь о Роланде. 9 класс

«Песнь о Роланде» — самая крупная поэма из цикла французских «песен о деяниях». Она создана в середине XII в. и отражает исторические события VIII в.

Место древнерусской литературы в курсе словесности

Место древнерусской литературы в курсе словесности

Важная особенность нашего курса словесности (литературы) в средней и старшей школе — большое внимание к древности, в том числе к древнерусской литературе.

Слово о походе Игоревом, Игоря, сына Святославова, внука Олегова. 9 класс

Слово о походе Игоревом, Игоря, сына Святославова, внука Олегова. 9 класс

«Слово о полку Игореве» было создано неизвестным автором в конце XII в. Поводом для создания произведения явился неудачный поход на половцев князя Новгорода-Северского Игоря Святославича в 1185 г. Создатель «Слова...» не историк и не летописец, он не констатировал события, а осмысливал их и оценивал, облекая в народно-поэтические формы.

Сказание о письменах черноризца Храбра. 6 класс

Сказание о письменах черноризца Храбра. 6 класс

«Сказание о письменах черноризца Храбра» посвящено созданию славянской азбуки. Это один из важных источников по истории славянской письменности, довольно популярный во времена средневековой Руси. 

Святитель Кирилл Туровский. «Кирилла-монаха притча о человеческой душе, и о теле, и о нарушении Божьей заповеди, и о воскресении тела человеческого, и о Страшном суде и о мучении». 7 класс

Святитель Кирилл Туровский. «Кирилла-монаха притча о человеческой душе, и о теле, и о нарушении Божьей заповеди, и о воскресении тела человеческого, и о Страшном суде и о мучении». 7 класс

Литература, пришедшая на Русь из Византии, была глубоко риторичной. Эту же традицию переняли и древнерусские проповедники. 

Ермолай-Еразм. «Повесть о житии новых Муромских святых чудотворцев... Петра и Февронии...». Святитель Димитрий Ростовский. «Память святых благоверных князя Петра и княгини Февронии…» 8 класс

Ермолай-Еразм. «Повесть о житии новых Муромских святых чудотворцев... Петра и Февронии...». Святитель Димитрий Ростовский. «Память святых благоверных князя Петра и княгини Февронии…» 8 класс

Большинство исследователей отождествляют Петра и Февронию с известным по летописям муромским князем Давидом Юрьевичем и его супругой Евфросинией.

Творчество Кариона Истомина. 9 класс

Творчество Кариона Истомина. 9 класс

На этом занятии рассматривается литературная деятельность Кариона Истомина. Мы считаем необходимым отразить литературную стихию ХVII века, дух того времени, поскольку в школьном курсе данная эпоха зияет пустотой. А ведь деятельность просветителей того времени принесла немало пользы нашему Отечеству.

М. В. Ломоносов. «Судъ россійскихъ письменъ...» 7 класс

М. В. Ломоносов. «Судъ россійскихъ письменъ...» 7 класс

В программе РКШ творчеству М. В. Ломоносова уделяется серьёзное внимание. Представляем вашему вниманию единственный дошедший до нас образец юмористической прозы Ломоносова и разработку урока по его небольшой пьесе-сценке.

М. В. Ломоносов. Оды. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». 8 класс

М. В. Ломоносов. Оды. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». 8 класс

Поэзия М. В. Ломоносова стояла всецело на принципах классицизма. В то время она не имела самостоятельного значения, а признавалась лишь в качестве развлечения, высокопарной хвалы или должна была наставлять и назидать.

Д. И. Фонвизин. «Недоросль». 8 класс

Д. И. Фонвизин. «Недоросль». 8 класс

Воспитание в сознании мыслителей XVIII в. рассматривалось как первоочередной фактор, определяющий нравственный облик человека. В представлениях Д. И. Фонвизина проблема воспитания приобретала государственное значение, так как правильное воспитание могло спасти дворянское общество от деградации.

Г. Р. Державин. Оды. 8 класс

Г. Р. Державин. Оды. 8 класс

В поэзии второй половины XVIII в. боролись две традиции — «высокая» традиция М. В. Ломоносова, использовавшая жанр оды, и традиция А. П. Сумарокова, восстававшая против «громкости», «витийства» и восторженности поэзии, требовавшая «простоты» и «естественности» языка. Г. Р. Державин усвоил обе эти традиции, воссоединив их в своём творчестве.

Н. М. Карамзин. «Наталья, боярская дочь». 8 класс

Н. М. Карамзин. «Наталья, боярская дочь». 8 класс

Жизнь Н. М. Карамзина — это непрерывное сaмовоспитaние и творчество. Создaвaя произведения и представляя читaтелю их aвторa, он одновременно создaвaл читaтеля, формировал тип нового русского культурного человекa. И когдa Жуковский, Пушкин, a зa ними и все великие писaтели XIX в. продолжaли строительство русской литерaтуры, они нaчинaли уже с зaдaнного Кaрaмзиным уровня...

А. С. Грибоедов. «Горе от ума». 9 класс

А. С. Грибоедов. «Горе от ума». 9 класс

«Горе от ума» «...была первою русскою комедиею, в которой нет ничего подражательного, нет ложных мотивов и неестественных красок, но в которой и целое, и подробности, и сюжет, и характеры, и страсти, и действия, и мнения, и язык — всё насквозь проникнуто глубокою истиною русской действительности».

В. А. Жуковский «Спящая царевна». А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Состязание в мастерстве. 5 класс

В. А. Жуковский «Спящая царевна». А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Состязание в мастерстве. 5 класс

В. А. Жуковский был близким другом А. С. Пушкина, и поэты задумали устроить поэтическое состязание: кто лучше напишет сказку о спящей-мёртвой царевне.

Поэзия В. А. Жуковского. 7 класс

Поэзия В. А. Жуковского. 7 класс

«Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная» (А. С. Пушкин). Предлагаем вашему вниманию разработку урока, посвящённого творчеству В. А. Жуковского.

А. С. Пушкин. «К моей чернильнице». 6 класс

А. С. Пушкин. «К моей чернильнице». 6 класс

Стихотворение «К моей чернильнице», созданное в духе Горация, — это наглядное отражение мотивов и побуждений творчества А. С. Пушкина.

А. С. Пушкин. Из седьмой главы «Евгения Онегина». 6 класс

А. С. Пушкин. Из седьмой главы «Евгения Онегина». 6 класс

Получить «ключ к сокровищнице народного духа» можно, «только усвоив мысль и чувство, создавшие формы языка» (К. Д. Ушинский). Именно на это нацелены разработки уроков, представленные в наших методических пособиях. Мы знакомим вас с фрагментами из них, показывая, как подробно, детально дети учатся видеть художественное произведение в целом.

М. Ю. Лермонтов. «Ашик-Кериб». 5 класс

М. Ю. Лермонтов. «Ашик-Кериб». 5 класс

«Ашик-Кериб» М. Ю. Лермонтова, литературная версия азербайджанской сказки, отражает остатки мифа о путешествии героя в мир иной и о возвращении его, о возрождении. Почему Лермонтова заинтересовал именно этот сюжет, можно узнать в нашей разработке урока для 5 класса.

М. Ю. Лермонтов. Из поэмы «Сашка». 6 класс

М. Ю. Лермонтов. Из поэмы «Сашка». 6 класс

Одна из традиционных форм работы по овладению сокровищами родного языка — выучивание наизусть поэтических произведений. Благодаря этому дети усваивают эталоны словесного искусства, расширяют словарный запас, приобретают выразительность речи. Приобщение к поэзии значимо и для формирования культуры чувств через восприятие эмоционального строя лирического произведения.

М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». 7 класс

М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». 7 класс

Интерес к фольклору был связан у Лермонтова с охлаждением к западной поэзии и с интересом к народному тоническому стиху. «Песня про царя Ивана Васильевича...» — опыт использования исторической песни для построения русской поэмы.

М. Ю. Лермонтов. Поэзия. «Мцыри». 8 класс

М. Ю. Лермонтов. Поэзия. «Мцыри». 8 класс

В творчестве Лермонтова уравновешены «бунт» и «молитва». «Герой-бунтарь» оказывается и героем молящимся. Сознание лермонтовского героя — это сознание ещё становящегося духа.

Н. В. Гоголь. «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». 8 класс

Н. В. Гоголь. «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». 8 класс

Гоголь подчёркивает в характерах своих героев одну-две наиболее существенные черты и гиперболизирует их; заострением характерных черт, неожиданными сопоставлениями и уподоблениями создаёт карикатуры.

Поэзия И. С. Никитина. 6 класс

Поэзия И. С. Никитина. 6 класс

Стихи И. С. Никитина имеют сходство со стихами А. В. Кольцова. Но талант и опыт развили у Никитина собственный почерк и позволили наполнить русскую поэзию отточенными фольклорными образами и выразительностью.

Ф. И. Тютчев. «Фонтан». 6 класс

Ф. И. Тютчев. «Фонтан». 6 класс

«Разум человека сияет подобно струям фонтана. Как и фонтан, разум "клубится облаком живым" и дробится, порождает разнообразные мысли. Подобно лучу фонтана, человеческая мысль поднимается на "заветную высоту". И рассыпается, подобно лучу-струе...» 

А. А. Фет. «Фонтан». 6 класс

А. А. Фет. «Фонтан». 6 класс

«Вновь мы видим, что в поэзии А. А. Фета на фоне пейзажных зарисовок проступают размышления лирического героя. Поэт как бы стирает грань между миром внутренним и внешним...»

Поэзия Я. П. Полонского. 8 класс

Поэзия Я. П. Полонского. 8 класс

Полонский был одним из лучших поэтов послепушкинского периода. Он «...как бы живая история русской поэзии XIX в. Среди поэтов конца века Я. П. Полонский занимает особое место — в его лирике воплотилось то лучшее, что дал поэзии XIX в.: неразложимая цельность и глубина содержания, свобода и естественность выражения, благородство и прямодушие, твёрдая ясность идеала...»

Поэзия Н. А. Некрасова. «Железная дорога». 8 класс

Поэзия Н. А. Некрасова. «Железная дорога». 8 класс

Н. А. Некрасов «...увлекался своею миссией, облагораживался в ней, возвышался до голоса истинного гражданина. В течение многих лет на глазах целой России развёртывался этот роман Некрасова с народом. Поэзия была уже не только в том, что он писал, но в самой его роли, в этой истории неразделённой, болезненной любви».

И. С. Тургенев. «Касьян с Красивой Мечи». 6 класс

И. С. Тургенев. «Касьян с Красивой Мечи». 6 класс

Мы привыкли видеть в Касьяне с Красивой Мечи из «Записок охотника» реалистичный образ странного русского мужика. Но если этот образ рассмотреть поглубже, то мы обнаружим много совершенно неожиданного, и внутренний мир автора раскроется для нас в деталях и подробностях сквозь ткань художественного повествования.

И. С. Тургенев. «Муму». 7 класс

И. С. Тургенев. «Муму». 7 класс

Рассказ «Муму» написан за два года до отмены крепостного права. Он построен на сопоставлении бесчеловечного, звериного («собачьего») и истинного, искреннего начал в человеке. Неким мерилом стала собака Муму. Степень человечности проявляется на фоне связанных с ней событий.

И. С. Тургенев. «Бретёр». 8 класс

И. С. Тургенев. «Бретёр». 8 класс

Уже в первых повестях И. С. Тургенев вступил в спор и с восторженным, напыщенным, вычурным романтизмом, и с байронической неудовлетворённостью несовершенным миром. Но писатель не пошёл по пути обнажения правды жизни, болезненного фиксирования её темных сторон и преувеличения их. При этом он не отказался от романтики как приподнятого отношения человека к миру.

Н. С. Лесков. «Зверь». 5 класс

Н. С. Лесков. «Зверь». 5 класс

Н. С. Лесков хотел подчеркнуть связь описанного в рассказе с христианскими смыслами и противопоставить их звериному началу в человеческом сердце...

И. А. Бунин. «Антоновские яблоки» 8 класс

И. А. Бунин. «Антоновские яблоки» 8 класс

Характерная особенность раннего прозаического творчества И. А. Бунина — присутствие лирического сюжета, в котором важны не события, а впечатления, особый элегический настрой. Бунин начал свой путь в литературе как поэт и порой чётко не разграничивал поэтическое и прозаическое творчество.

Л. А. Кассиль. «У классной доски». 5 класс

Л. А. Кассиль. «У классной доски». 5 класс

«...Сельская учительница Ксения Андреевна и её маленький класс в минуту испытаний повели себя героически, не дрогнув перед лицом смерти, когда у классной доски им пришлось сдавать главный экзамен в своей жизни...»

Б. Н. Полевой. Из «Повести о настоящем человеке». 7 класс

Б. Н. Полевой. Из «Повести о настоящем человеке». 7 класс

Тысячи школьников России выбирают для сочинений темы, связанные с «Повестью о настоящем человеке». Детские сердца чувствуют, что это пример настоящего, непридуманного героизма, который каждый из нас может проявить в борьбе с тяжёлыми обстоятельствами, болезнями, невзгодами. Книга учит стойкости и умению не терять мужество и надежду.

Яндекс.Метрика