В данном разделе опубликованы некоторые конспекты уроков словесности (литературы) для 5–10 классов из методических пособий И. А. Горячевой.
Курс словесности в образовательной системе РКШ шире традиционного школьного курса художественной литературы и предполагает углублённое изучение древности. Нравственно-этические критерии оценки детьми изучаемых произведений зиждутся на христианском мировоззрении. Отправная точка курса словесности — изучение Библии (Книга Бытие, Книга Исход, Псалтирь, Книга Иова).
Поскольку словесность — это отражение пути от культа к культуре, у программы РКШ художественно-эстетическая направленность с элементами культурологии. Даже при изучении Библии не только толкуются и интерпретируются тексты Священного Писания, но и наблюдаются и выявляются его художественные, стилистические, композиционные особенности, характерные черты древнееврейской поэзии, обнаруживается ведущий принцип — библейский параллелизм.
Языческая словесность первоначально изучается по мифам Древних Египта, Ирана, Индии, Китая, Америки, Австралии, Океании, Африки, Греции и Рима. Циклы объединены общностью сюжетов, через обнаружение которой у детей закладывается представление о бродячих сюжетах, устойчивых мотивах, различающихся лишь художественным обликом в зависимости от среды своего бытования.
Через изучение словесности Древней Греции дети постигают этапы становления любой литературы — эпоса, лирики, драмы, прозы. Антропоцентрический гуманизм античности начинается с пафоса гомеровского творчества. Изучение эпических поэм «Илиада» и «Одиссея» открывает учащимся мироощущение древнего грека.
Взгляды Платона и Аристотеля, древнегреческих мыслителей, имели серьёзное влияние на последующее развитие человеческой мысли.
Этот древнеримский поэт, умный, тонкий, доброжелательный, миролюбивый баловень фортуны многим обогатил последующие века. Но лирика Рима никогда впоследствии не достигала совершенства Горация.
Предвидим недоумённое выражение на лицах прочитавших название темы урока и соотнёсших сказки с подростковым возрастом, в котором они преподносятся учащимся РКШ. Но если в начальной школе сказка воспринималась детьми как развлекательный дидактический жанр, то в средней школе анализ зарубежного и русского сказочного фольклора происходит на ином уровне.
Как и сказки, русский героический эпос изучается нашими детьми по восьмой класс включительно. Ученики наглядно усваивают, что при переходе мифа к эпосу на первый план выходят отношения племён и древних государств, постигают, что художественный замысел эпоса историчен даже тогда, когда он облекается в совершенно фантастическую форму.
Важная особенность нашего курса словесности (литературы) в средней и старшей школе — большое внимание к древности, в том числе к древнерусской литературе.
Предлагаем вашему вниманию разработку урока литературы в 6 классе, посвящённого развитию письменности на Руси.
На этом занятии рассматривается литературная деятельность Кариона Истомина. Мы считаем необходимым отразить литературную стихию ХVII века, дух того времени, поскольку в школьном курсе данная эпоха зияет пустотой. А ведь деятельность просветителей того времени принесла немало пользы нашему Отечеству.
В программе РКШ творчеству М. В. Ломоносова уделяется серьёзное внимание. Представляем вашему вниманию единственный дошедший до нас образец юмористической прозы Ломоносова и разработку урока по его небольшой пьесе-сценке.
«Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная» (А. С. Пушкин). Предлагаем вашему вниманию разработку урока, посвящённого творчеству В. А. Жуковского.
Стихотворение «К моей чернильнице», созданное в духе Горация, — это наглядное отражение мотивов и побуждений творчества А. С. Пушкина.
Получить «ключ к сокровищнице народного духа» можно, «только усвоив мысль и чувство, создавшие формы языка» (К. Д. Ушинский). Именно на это нацелены разработки уроков, представленные в наших методических пособиях. Мы знакомим вас с фрагментами из них, показывая, как подробно, детально дети учатся видеть художественное произведение в целом.
Одна из традиционных форм работы по овладению сокровищами родного языка — выучивание наизусть поэтических произведений. Благодаря этому дети усваивают эталоны словесного искусства, расширяют словарный запас, приобретают выразительность речи. Приобщение к поэзии значимо и для формирования культуры чувств через восприятие эмоционального строя лирического произведения.
«Ашик-Кериб» М. Ю. Лермонтова, литературная версия азербайджанской сказки, отражает остатки мифа о путешествии героя в мир иной и о возвращении его, о возрождении. Почему Лермонтова заинтересовал именно этот сюжет, можно узнать в нашей разработке урока для 5 класса.
«Разум человека сияет подобно струям фонтана. Как и фонтан, разум "клубится облаком живым" и дробится, порождает разнообразные мысли. Подобно лучу фонтана, человеческая мысль поднимается на "заветную высоту". И рассыпается, подобно лучу-струе...»
«Вновь мы видим, что в поэзии А. А. Фета на фоне пейзажных зарисовок проступают размышления лирического героя. Поэт как бы стирает грань между миром внутренним и внешним...»
Уже в первых повестях И. С. Тургенев вступил в спор и с восторженным, напыщенным, вычурным романтизмом, и с байронической неудовлетворённостью несовершенным миром. Но писатель не пошёл по пути обнажения правды жизни, болезненного фиксирования её темных сторон и преувеличения их. При этом он не отказался от романтики как приподнятого отношения человека к миру.
Мы привыкли видеть в Касьяне с Красивой Мечи из «Записок охотника» реалистичный образ странного русского мужика. Но если этот образ рассмотреть поглубже, то мы обнаружим много совершенно неожиданного, и внутренний мир автора раскроется для нас в деталях и подробностях сквозь ткань художественного повествования.
Характерная особенность раннего прозаического творчества И. А. Бунина — присутствие лирического сюжета, в котором важны не события, а впечатления, особый элегический настрой. Бунин начал свой путь в литературе как поэт и порой чётко не разграничивал поэтическое и прозаическое творчество.
«...Сельская учительница Ксения Андреевна и её маленький класс в минуту испытаний повели себя героически, не дрогнув перед лицом смерти, когда у классной доски им пришлось сдавать главный экзамен в своей жизни...»
Тысячи школьников России выбирают для сочинений темы, связанные с «Повестью о настоящем человеке». Детские сердца чувствуют, что это пример настоящего, непридуманного героизма, который каждый из нас может проявить в борьбе с тяжёлыми обстоятельствами, болезнями, невзгодами. Книга учит стойкости и умению не терять мужество и надежду.