На видео представлен урок чтения по «Родному слову. Азбуке» К. Д. Ушинского в первом классе. В нём отражены ключевые моменты: требование цельнословного чтения, соответствующего произносительным нормам; важные подходы, закладывающие у детей осмысленное восприятие прочитанного; теснейшая связь фонематического слуха и навыков чтения при формировании грамотного письма.
На видео представлен урок чтения в первом классе Русской классической гимназии в Москве. Ребята изучали тему «Грибы, травы и цветы» по «Родному слову. Первой после Азбуки книге для чтения» К. Д. Ушинского.
В нашей статье «Почему дети не любят читать?» мы отмечали, что механическое чтение неизбежно вызывает «спячку» сознания и воображения. Ребёнку становится просто скучно... Значит, чтение необходимо выстроить так, чтобы детская душа пребывала в постоянной созидательной деятельности. И стремиться к этому нужно с самого начала — с вхождения в грамоту.
В статье «"Родное слово. Азбука" К. Д. Ушинского», говоря об обучении грамоте, мы показали, как с первых шагов избежать механического чтения, «спячки» детского сознания и воображения. Формированию осознанности восприятия способствует и звуковая методика. Её родоначальник — К. Д. Ушинский. Этот метод основан на способе, которым был изобретён письменный язык.
Рассмотрим то, что происходит в сознании и подсознании ребёнка при его обучении грамоте, с точки зрения известного швейцарского психолога Жана Пиаже, одного из самых признанных авторитетов в области психологии детского мышления.
Мы не раз говорили о совершенно необоснованном теоретическом усложнении методики обучения грамоте. Коснёмся ещё одного болезненного вопроса, возникшего из-за стремления авторов школьных программ к излишнему наукообразию, — слогоделения.
В нашем ролике про обучение пятилеток грамоте отражена работа по таблице, формирующая крепкое представление о роли гласных букв, «ь» и «й». Это тема, которую поскорее «проскакивают» в начальной школе. Конечно же, можно натаскать детей в чтении по слогам и получить быстрые результаты. Но шлейф от этого тянется всю жизнь, именно отсюда проистекает нелюбовь детей к чтению.
Раздумывая над «Первой после Азбуки книгой для чтения», К. Д. Ушинский задавался вопросом: «Но вот дитя в состоянии, звук по звуку, буква по букве, разобрать, прочесть и написать каждое слово, — всё это, конечно, очень медленно и с трудом. Что же дать читать такому слабому читателю?»
Мы регулярно публикуем отзывы наших последователей, педагогов и родителей, всей душой откликнувшихся на разработки и издания РКШ. Но иногда мы получаем неодобрительные и даже негативные отзывы. Предлагаем вам познакомиться с нашими аргументами против устойчивых стереотипов.
Для того чтобы помочь вам сориентироваться в нашей программе по словесности в начальной школе и разработать индивидуальный план для семейного обучения, а также дабы облегчить труд педагогов по составлению отчётности, мы размещаем электронную версию планирования. В нём представлены учебно-методический комплект, годовое планирование для 1–4 классов и поурочное планирование.