В статье рассматривается художественно-дидактический аспект публикаций К. Д. Ушинского, большое место занимает освещение разработанных педагогом вопросов музыкального воспитания и хорового пения.
В статье анализируется взгляд Ушинского на человека, а также рассматривается тема взаимосвязи «ядра» личности и способов воспитания. Даётся оценка идей нравственного, трудового, народного воспитания в тесной связи со становлением личности в её целостности и единстве.
Долгое время считалось, что христианское миросозерцание К. Д. Ушинского мешало его педагогической деятельности. Однако необыкновенный эффект дидактики великого педагога был достигнут не вопреки, но именно благодаря православию. Православная педагогическая антропология К. Д. Ушинского является ключом к пониманию его дидактической системы.
Вопросы противоположности и взаимодополняемости, взаимонесводимости и взаимопритяжении веры и знания волнуют многие умы человечества. Предлагаем вам статью В. Я. Василевской — христианской мыслительницы, специалиста по педагогике и детской дефектологии. Статья посвящена вопросу соотношения веры и научного знания в педагогике К. Д. Ушинского.
Автор обращается к размышлениям Ушинского о национальном характере воспитания, так как считает необходимым поиск национальных основ воспитания в современной России.
В статье раскрывается роль и значение основных взглядов Ушинского, подробно показано, что принципы культуросообразности и природосообразности его педагогической концепции недостаточно применяются в современной педагогической практике.
Имя Константина Дмитриевича Ушинского знакомо с детства. Всем нам читали его рассказы для детей, а его цитаты частенько висели на стенах в школьных классах. Его по праву считают родоначальником отечественной педагогики. А вот что ещё мы о нём знаем? Подробнее рассказывает А. Замостьянов.
К. Д. Ушинский в качестве основного способа умственного развития рассматривает сравнение на теоретическом и методическом уровнях при работе с учебником.
Анализ педагогических и философских идей, посвящённых исследованию совести, осуществляется на основе трудов «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» К. Д. Ушинского, «Путь духовного обновления» И. А. Ильина, «Философия воспитания» Б. Т. Лихачёва.
Преподавание математики явно не находилось в русле приоритетных направлений работы К. Д. Ушинского. Тем не менее, его идеи оказали определённое влияние на формирование отечественной методико-математической мысли.
Исследование проблемы успеха в дидактике К. Д. Ушинского и выявление сопутствующих успеху технологических особенностей его подхода к процессу обучения ― важная задача современной педагогики.
Статья посвящена описанию специфики метафорических моделей, репрезентирующих концепт «душа» в педагогическом дискурсе, и установлению их роли в изложении основных дидактических положений в сочинениях К. Д. Ушинского.
Фундаментальное сочинение К. Д. Ушинского оценивается в статье как первый в мировой литературе систематический труд по педагогической антропологии. Наиболее значимыми автор считает идеи Ушинского о национальном воспитании на основе духовно-нравственных ценностей.
В статье рассматриваются тенденции антропологической рефлексии профессиональной деятельности и личности педагога, характеризуются особенности психологической и антропологической подготовки учителя в свете идей национальных традиций, анализируются фундаментальные идеи педагогической антропологии Ушинского применительно к современному образованию.
В статье раскрываются некоторые аспекты наследия Ушинского, касающиеся проблем, актуальных для современного образования: нравственного, трудового и патриотического воспитания, идеала, соотношения общечеловеческого и национального воспитания, заимствования западных систем образования.
Статья посвящена анализу феномена лени в психологическом наследии К. Д. Ушинского. Рассматриваются вопросы происхождения лени, психофизические основы, причины, формы её проявления, некоторые аспекты влияния лености на формирование личностных качеств человека, её отрицательное воздействие на процесс самореализации личности и возможные способы преодоления.
Психология обучения в творчестве К. Д. Ушинского исследована мало. Автор статьи специально рассматривает роль Ушинского в разработке психологических основ обучения, считая, что это поможет не только более полно и всесторонне оценить творчество педагога, но и глубже понять современную интерпретацию этих вопросов.
«То, что делал Ушинский, должен делать каждый составитель учебника, каждый преподаватель, каждый студент, который готовится стать преподавателем». Это слова из статьи Н. М. Петерсона, профессора, доктора филологических наук, известного русского и советского лингвиста.
Статья посвящена одному из базовых понятий педагогики К. Д. Ушинского — категории личности. Предпринята попытка анализа и систематизации всех рассуждений о личности, встречающихся в обширном педагогическом наследии Ушинского.
Анализируя отношение К. Д. Ушинского к религии и к религиозному воспитанию, автор статьи убедился, что особенно заметный след религиозность оставила в его этической концепции педагога и в теории нравственного воспитания, именно здесь Ушинский соединяет религию и мораль. Вопросы христианского воспитания у К. Д. Ушинского тесно переплетаются с народностью в воспитании.
«Не о преимуществах этих двух направлений в образовании следовало бы говорить, а искать средство этого соединения в душевной природе человека».
Исследуя аспекты педагогической антропологии К. Д. Ушинского, автор статьи говорит, что он понимал влияние самосознания и «печати духа» на развитие языка в историческом контексте и в процессе онтогенеза.
В данной статье автор, анализируя педагогический и риторический идеалы К. Д. Ушинского, прослеживает корреляции этих видов идеальных представлений на уровне метода, отвечает на вопросы: почему корреляции актуализируются именно на уровне метода, в чём сущность этого вида корреляций.
В статье рассматривается близость воспитательных концепций философа И. А. Ильина и К. Д. Ушинского.
В статье рассматривается проблема соотношения педагогической науки и искусства в наследии К. Д. Ушинского. Автор статьи называет проблему «дилеммой Ушинского» и доказывает её значимость в решении задач современного образования.
Среди обширного собрания сочинений Ушинского особого внимания заслуживают его взгляды, связанные с изучением иностранных языков. Цель данной статьи — определение значения и актуальности творческого наследия Ушинского для современной методики обучения иностранным языкам.
В связи с поиском новых путей развития национальной системы образования авторы всё чаще обращаются к идее «народности» К. Д. Ушинского. Однако для её корректной интерпретации необходим комплексный анализ взглядов Ушинского на проблемы теории и истории культуры. Автор данной статьи постарался частично восполнить этот пробел.