Из методики обучения решению задач

Здесь опубликованы наиболее важные, на наш взгляд, рекомендации из классической методики обучения детей решению задач.

Т. А. Алтушкина — Какие задачи развивают ребёнка — лёгкие или трудные?

Т. А. Алтушкина — Какие задачи развивают ребёнка — лёгкие или трудные?

Попробуем найти ответы на вопрос заголовка в классической методике обучения. Начнём с сопоставления места и роли устных и письменных задач в учебном курсе.

Т. А. Алтушкина — Каким должно быть содержание задачи

Т. А. Алтушкина — Каким должно быть содержание задачи

Успех при решении задачи более всего зависит от того, насколько ребёнку понятно её содержание. Поэтому с содержания и начнём. 

Т. А. Алтушкина — Усвоение условия задачи

Т. А. Алтушкина — Усвоение условия задачи

Мы уже говорили о значимости понятного и реалистичного содержания задач в курсе арифметики. Второй важный фактор успешного обучения детей решению задач — сознательное усвоение ими условий задач, ведь помимо образного представления реалий сюжета необходимо уловить числовые отношения, или математическую структуру задачи. Для этого классическая методика предлагает огромное количество форм работы. Давайте будем шаг за шагом осваивать эти приёмы.

Т. А. Алтушкина — Краткая запись задач

Т. А. Алтушкина — Краткая запись задач

Нам, к сожалению, очень часто приходится сталкиваться с такой проблемой: учитель начальной школы берёт в руки классический учебник арифметики и начинает работать по привычному алгоритму современных методик, заставляя детей составлять краткие записи и стрелочные схемы к простейшим задачам в одно действие.

Т. А. Алтушкина — О наглядных и дидактических пособиях

Т. А. Алтушкина — О наглядных и дидактических пособиях

Известная всем фраза — «ребёнок мыслит конкретно и образно». Но насколько она общеизвестна, ровно настолько же и игнорируется современным формально-абстрактным содержанием учебников для начальной школы. Это одна из основных причин того, что дети быстро угасают и теряют всякую познавательную мотивацию.

Т. А. Алтушкина — О понимании и запоминании

Т. А. Алтушкина — О понимании и запоминании

При обучении в школе по фгосовским программам детям приходится очень многое запоминать без понимания, зазубривать. Такие знания недолговечны, и, что более неприятно, малоприменимы в жизни. Классическая методика идёт по другому принципу.

Т. А. Алтушкина — О типовых и нестандартных задачах

Т. А. Алтушкина — О типовых и нестандартных задачах

При просматривании классических учебников Пчёлко и Поляка по арифметике, их внешней простоты и системности многим людям, привыкшим к пестроте и фрагментарности современных учебников математики, не хватает в них нестандартных, так называемых логических задач. Мы не раз слышали это обвинение… Попробуем ответить на него.