Здесь опубликованы наиболее важные, на наш взгляд, рекомендации из классической методики обучения детей решению задач.
Попробуем найти ответы на вопрос заголовка в классической методике обучения. Начнём с сопоставления места и роли устных и письменных задач в учебном курсе.
Успех при решении задачи более всего зависит от того, насколько ребёнку понятно её содержание. Поэтому с содержания и начнём.
Мы уже говорили о значимости понятного и реалистичного содержания задач в курсе арифметики. Второй важный фактор успешного обучения детей решению задач — сознательное усвоение ими условий задач, ведь помимо образного представления реалий сюжета необходимо уловить числовые отношения, или математическую структуру задачи. Для этого классическая методика предлагает огромное количество форм работы. Давайте будем шаг за шагом осваивать эти приёмы.
Нам, к сожалению, очень часто приходится сталкиваться с такой проблемой: учитель начальной школы берёт в руки классический учебник арифметики и начинает работать по привычному алгоритму современных методик, заставляя детей составлять краткие записи и стрелочные схемы к простейшим задачам в одно действие.
Известная всем фраза — «ребёнок мыслит конкретно и образно». Но насколько она общеизвестна, ровно настолько же и игнорируется современным формально-абстрактным содержанием учебников для начальной школы. Это одна из основных причин того, что дети быстро угасают и теряют всякую познавательную мотивацию.
При обучении в школе по фгосовским программам детям приходится очень многое запоминать без понимания, зазубривать. Такие знания недолговечны, и, что более неприятно, малоприменимы в жизни. Классическая методика идёт по другому принципу.
При просматривании классических учебников Пчёлко и Поляка по арифметике, их внешней простоты и системности многим людям, привыкшим к пестроте и фрагментарности современных учебников математики, не хватает в них нестандартных, так называемых логических задач. Мы не раз слышали это обвинение… Попробуем ответить на него.