Екатеринбург: Издательство «Артефакт», 2024. – 512 с.
Преподавание русского языка осуществляется в русле идей К.Д. Ушинского: русский язык и чтение интегрируются в единый учебный предмет – словесность, что активно содействует формированию у детей целостности восприятия языка, речи и литературы.
В 1-м классе в послеазбучный период закрепляются навыки внимательного письма и закладываются основы для осознанного восприятия грамматики. Со 2-го класса курс русского языка выстраивается не по принципу поступательного изучения отдельных лингвистических тем и понятий, чередующихся с практикой правописания, а как единый цикл, объединяющий четыре направления: выполнение письменных работ, наблюдение над языковыми явлениями и редактирование текста – что создает условия естественного, целостного и разностороннего вхождения, «погружения» детей в родной язык. Неразрывное единство с чтением достигается использованием текстов учебных книг К.Д. Ушинского «Родное слово», «”Детский мир“ и Хрестоматия», прочитанных, осмысленных, проанализированных с точки зрения содержания и формы, усвоенных и воспринятых на уровне души. Для закрепления программных тем проводятся уроки штудии. Представлены инновационные формы работы, позволяющие в современном учебно-педагогическом процессе добиваться целей, некогда поставленных К.Д. Ушинским.
Данное методическое пособие адресовано учителям начальных классов, а также родителям, желающим самостоятельно обучать своих детей.
У детей, обучающихся по программе РКШ, совершенно отсутствует стереотип «подлежащее — это существительное, сказуемое — это глагол», «подлежащее отвечает на вопрос ˝кто?˝, ˝что?˝, сказуемое отвечает на вопрос ˝что сделал?˝» Идя за формулировкой Ушинского «о чём говорится в предложении и что о нём сказано?», они легко справляются с однородными, составными, отсутствующими главными членами, с подлежащими и сказуемыми, выраженными существительными, прилагательными, наречиями, местоимениями.
Методика очень бережно, постепенно и результативно взращивает в ребёнке это умение. Она не даёт готовых формул, но помогает понять логику.
Умение верно определять подлежащее и сказуемое открывает ребёнку двери в пунктуацию. Если, конечно, этот мостик будет для него очевиден. А он будет очевиден благодаря простым, постоянно повторяющимся вопросам: «Сколько мыслей в предложении?», «Где кончается одна мысль и начинается другая?»
Хочется особенно отметить то, как выстроена работа с ошибками в нахождении главных членов предложения: не исправлять, а навести, каждый раз показывая ребёнку, что ответ логичен, а его поиск совершенно посилен. В большинстве случаев достаточно три-четыре раза отработать таким образом типичный случай, чтобы он уже никогда не вызывал трудностей в дальнейшем.
Все рекомендации на этот счёт полностью отражены в данном методическом пособии.