В декабре 2019 года прошёл наш первый семинар по математике в среднем звене. В нём участвовали администраторы и завучи школ, работающих по нашей программе, педагоги среднего звена (уже хорошо знающие методики Русской Классической Школы и только принимающие решение, работать по ней или нет), а также некоторые учителя начальной школы, которые хотели бы продолжить обучать детей по РКШ в пятом и шестом классах.
Мы прожили три насыщенных дня, целью которых было максимально глубокое погружение в программу средней школы, обмен опытом, обсуждение всех плюсов и минусов программы. Снова на какое-то время мы стали детьми и учились видеть мир математики глазами своих учеников. Мы практически, опытно работали так, как это описано в пособии Е. С. Березанской «Методика арифметики для учителей средней школы».
Для нас очевидно, что наша средняя школа количественно будет уже, чем начальная, по двум причинам:
1) она требует высокой профессиональной подготовки, в отличие от начальной школы, поэтому не всем мамам на семейном образовании будет под силу;
2) её методические принципы и подходы существенно отличаются от общепринятых школьных, что является серьёзным препятствием для педагогов со стажем.
Мы уже писали об этом в нашей группе ВКонтакте.
Для нас очень важно, чтобы люди, рассматривающие вариант нашей программы для средней школы, относились к этому очень осознанно и вдумчиво. Для того чтобы у вас была разноплановая информация для размышлений, по окончании семинара мы попросили всех участников написать свои впечатления о программе, раскрыв следующие вопросы:
1) Что мне понравилось?
2) Что было сложно?
3) В чём преимущества рассматриваемой программы?
4) В чём её недостатки?
5) Какое отношение к программе у меня было до семинара?
6) Поменялось ли моё отношение к программе после семинара? Если да, то в чём именно? Если нет, то почему?
7) Какое отношение к математике формирует эта программа у детей? В чём её принципиальные отличия от современных программ?
8) Как, по моему предположению, дети будут сдавать ЕГЭ после такой программы?
9) Возможно ли после четвёртого класса обычной школы пойти в пятый класс РКШ? Если да, то с какими трудностями столкнётся ребёнок? Если нет, то почему?
10) Как будет чувствовать себя ребёнок в обычной школе после программы РКШ для начальных классов?
11) С какими трудностями, на мой взгляд, столкнутся опытные учителя при переходе на эту программу? Советую ли я это делать? Если да, то почему? Если нет, то почему?
12) С какими трудностями, на мой взгляд, столкнутся мамы на СО при переходе на эту программу? Советую ли я это делать? Если да, то почему? Если нет, то почему?
13) Что бы я ответил коллегам, которые интересуются этой программой? Посоветовал бы эту программу или предостерёг от перехода на неё?
14) Что бы я ответил родителям, которые интересуются этой программой? Посоветовал бы эту программу или предостерёг от перехода на неё?
15) Буду ли я работать по этой программе? Если да, то почему? Если нет, то почему?
16) Возможно ли понять суть рассмотренных подходов за часовой вебинар?
Нам самим как организаторам и ведущим этого семинара было очень интересно получить такую обратную связь от наших коллег, так как это наш первый опыт трансляции методики вовне. Участникам семинара, живущим в разных уголках России, имеющим разный педагогический стаж и опыт, разные взгляды на проблемы образования и на такое явление как семейное обучение, также будет интересно и полезно сравнить свои впечатления и практические выводы. А у вас, наши дорогие последователи, появилась возможность познакомиться с разноплановыми мнениями профессионалов.
Мне понравилась методически безупречная последовательность освоения материала, цельность и глубина его подачи. Сохраняется предметный подход — теперь дети изучают уже две математические дисциплины: арифметику и наглядную геометрию, что вырабатывает у них отношение к науке как предмету фундаментальному, целостному, где одно непременно логически связано с другим.
Преимущество данной программы по математике — в её системности, фундаментальности, доступности. Мне и до семинара нравилось работать по РКШ в пятых-шестых классах, а побывав на нём, встретив единомышленников, увидев их результаты, я в очередной раз убедилась в правильности своего выбора и утвердилась в мнении о пользе этой программы для детей, а значит, и для их родителей.
Дети, изучающие арифметику по программе РКШ, не получают формальных знаний, потому что они привыкают осознавать любую получаемую информацию, и попытка дать материал «на веру», без обоснований не проходит. Также мне нравится темп изучения, отсутствие строгих «планов», что даёт возможность переходить к изучению нового материала только после усвоения предыдущего.
Я впервые погружалась в методики РКШ и была влюблена в эту образовательную систему! Мне понравилось всё: глубина и развёрнутость в подаче любой темы, подведение учеников к самостоятельным выводам, равномерное и обоснованное распределение материала на протяжении учебного года. Также поражает подход команды к написанию и изданию учебников и рассмотрению любого материала с позиции ученика.
Изучая математику по классическим методикам, ребёнок получает возможность глубоко и неспешно погрузиться в материал, докопаться до сути, не перескакивая с одной темы на другую. Учитель же получает неоценимую возможность почувствовать удовлетворение от своей работы. Я ощутила это на себе! Такое счастье, когда нет необходимости впихивать в головы детей ненужную информацию, обманывать их и себя: их — что они получают нужные знания, а себя — что я их научила.
В программе мне понравилась её системность и фундаментальность, логичное построение тем и плавный переход от одной к другой. Нет ничего выдуманного, искусственного для ребёнка. Переход к обыкновенным дробям после мер как-то сам собой разумеется, сама жизнь подсказывает переход от целых чисел к дробным. Ещё мне нравятся красивые устные примеры, большой подбор задач разной сложности.
Отличие современных программ по математике от программы РКШ заключается в том, что первые не дают такого основательного понимания математических действий, законов, подходов к решению задач, как вторая. РКШ даёт возможность каждому ребёнку получить глубокие знания и радость от занятий математикой, а не их отторжение, развивает у детей целостное мировоззрение. Они могут решать задачи в доступной форме и приобретать хорошие вычислительные навыки.
Работа на семинаре прошла очень плодотворно, было приятно послушать профессионалов, побыть в роли учеников и порешать задачи повышенного уровня, обменяться мнениями и опытом с коллегами. Очень полезным оказалось знакомство с наглядными пособиями и понимание их огромнейшей роли в изучении тем арифметики и геометрии.
При обучении по классической методике ребёнку постоянно понятен смысл его действий, смысл осваиваемых понятий. Это смысловое поле задаётся наглядно, а не умозрительно и формально. Использование дидактических предметных пособий, иллюстрирование, чертежи — это тот фундамент, на котором очень основательно формируются базовые математические понятия.
Семинар шёл три дня. За эти три дня полного погружения в арифметику мы смогли только «прикоснуться» к основным темам. Программа настолько глубока и фундаментальна, что постичь её могут только те люди, которые готовы полностью посвятить себя математике.
На семинаре очень многое произвело на меня впечатление. Во-первых, конечно, наглядность. Всё было ярко и чётко продемонстрировано. Во-вторых, последовательность тем: сначала идут лёгкие, а затем они плавно усложняются. По содержанию темы тоже идут в логичном порядке. Важное преимущество программы — связь с жизнью ребёнка. Это позволяет хорошо усваивать материал. Для таких тем очень актуальны задачи «здесь и сейчас».
Мне понравилась эта программа тем, что учитель, объясняя новую тему, ставит вопросы таким образом, что ребёнок с лёгкостью на них отвечает. Тем самым ученик каждый раз делает для себя маленькое открытие, ведь преподаватель не просто прочитал новый материал, а помог ребёнку разобраться в нём.
Преимущество программы РКШ вижу в её природосообразности, в том, что материал подаётся не формально, а глубоко и наглядно. Темы рассматриваются с разных сторон, но одинаково интересно. Разделяю чувства детей, которым хочется ещё и ещё пережить удовольствие, которое даёт понимание и усвоение материала.
Мне понравилось, как логично и последовательно выстроен весь материал курса математики. Учителю работать — одно удовольствие! Легко представить, как после начальной школы по РКШ ребёнок перейдёт к математике по этой же программе в пятых-шестых классах, какие глубокие, фундаментальные знания он получит.
Было непривычно и сложно перестраиваться, думать по-другому в тех моментах, когда нужно переходить на уровень ребёнка и его понимания при решении задач. Необходимо осознанно выстраивать логику объяснения с позиции наиболее понятного и доступного для детей, не используя знания взрослого. С этой программой как учителю, так и родителям всё время нужно заставлять мозг работать нестандартно.
Я боялась не понять то, что будут объяснять на семинаре, ведь я не преподаю математику. Но с помощью наглядных примеров открывались смыслы, оживали алгоритмы… Могу сказать, что я полюбила этот предмет благодаря РКШ. Для человека, для ребёнка в частности, очень важно эмоционально прожить математику, почувствовать радость от математических открытий. Это методики РКШ дают в полной мере.
Преимущества данной программы в том, что знания, полученные детьми таким способом, не смогут просто забыться, ведь они сформированы в сознании путём личного опыта, через наглядность. Подход «одна методическая сложность за один раз» и правильно подобранные подготовительные задачи подталкивают школьника самого сформулировать новые определения, правила.
При обучении по программе РКШ у ребёнка практически не остаётся шансов «просто зазубрить» материал и автоматически пользоваться им (как это сейчас предлагается в общеобразовательных школах). Он всё время должен отвечать на вопрос «Почему это так, а не иначе?», то есть должен объяснить, доказать (часто на простых примерах, подручных материалах), задуматься...
Я ещё раз утвердилась в правильности своего выбора. Программу полюбила с первого года работы — по ней очень интересно заниматься, постоянно открываешь для себя что-то новое, развиваешься сам и видишь, как возрастают твои ученики. Здесь всё понятно, чётко прослеживается последовательность материала, его системность, постепенность усложнения, нет формализма, алгоритмизации.
Когда мы с одной из коллег возвращались после семинара домой, то весь полёт Светлана Владимировна рассуждала, а какую наглядность она будет применять, как будет преподносить ту или иную тему и даже уже в самолёте примеряла методику на своих конкретных учеников. Я поняла, что не я одна попала!
Мы попали в святая святых. Всё можно было смотреть и трогать. Говоря о наглядности, мы даже залезли в кубический метр. Представьте себе такое! Его заполняют кубическими дециметрами, а при желании, наверное, можно и кубическими сантиметрами. После подобных уроков задачи на объёмы будут решаться гораздо проще.