youtube com vk com
https://russianclassicalschool.ru/ /korzina/view.html /component/jshopping/product/view.html?Itemid=0 /korzina/delete.html https://russianclassicalschool.ru/components/com_jshopping/files/img_products 2 руб. ✔ Товар в корзине Товар добавлен в корзину Перейти в корзину Удалить Товаров: на сумму Не заданы дополнительные параметры КОРЗИНА

Разработки уроков И. А. Горячевой

В данном разделе опубликованы некоторые конспекты уроков словесности (литературы) для 5–10 классов из методических пособий И. А. Горячевой.

М. В. Ломоносов. «Судъ россійскихъ письменъ...» 7 класс

М. В. Ломоносов. «Судъ россійскихъ письменъ...» 7 класс

В программе РКШ творчеству М. В. Ломоносова уделяется серьёзное внимание. Представляем вашему вниманию единственный дошедший до нас образец юмористической прозы Ломоносова и разработку урока по его небольшой пьесе-сценке.

М. В. Ломоносов. Оды. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». 8 класс

М. В. Ломоносов. Оды. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». 8 класс

Поэзия М. В. Ломоносова стояла всецело на принципах классицизма. В то время она не имела самостоятельного значения, а признавалась лишь в качестве развлечения, высокопарной хвалы или должна была наставлять и назидать.

Д. И. Фонвизин. «Недоросль». 8 класс

Д. И. Фонвизин. «Недоросль». 8 класс

Воспитание в сознании мыслителей XVIII в. рассматривалось как первоочередной фактор, определяющий нравственный облик человека. В представлениях Д. И. Фонвизина проблема воспитания приобретала государственное значение, так как правильное воспитание могло спасти дворянское общество от деградации.

Г. Р. Державин. Оды. 8 класс

Г. Р. Державин. Оды. 8 класс

В поэзии второй половины XVIII в. боролись две традиции — «высокая» традиция М. В. Ломоносова, использовавшая жанр оды, и традиция А. П. Сумарокова, восстававшая против «громкости», «витийства» и восторженности поэзии, требовавшая «простоты» и «естественности» языка. Г. Р. Державин усвоил обе эти традиции, воссоединив их в своём творчестве.

Н. М. Карамзин. «Наталья, боярская дочь». 8 класс

Н. М. Карамзин. «Наталья, боярская дочь». 8 класс

Жизнь Н. М. Карамзина — это непрерывное сaмовоспитaние и творчество. Создaвaя произведения и представляя читaтелю их aвторa, он одновременно создaвaл читaтеля, формировал тип нового русского культурного человекa. И когдa Жуковский, Пушкин, a зa ними и все великие писaтели XIX в. продолжaли строительство русской литерaтуры, они нaчинaли уже с зaдaнного Кaрaмзиным уровня...

А. С. Грибоедов. «Горе от ума». 9 класс

А. С. Грибоедов. «Горе от ума». 9 класс

«Горе от ума» «...была первою русскою комедиею, в которой нет ничего подражательного, нет ложных мотивов и неестественных красок, но в которой и целое, и подробности, и сюжет, и характеры, и страсти, и действия, и мнения, и язык — всё насквозь проникнуто глубокою истиною русской действительности».

В. А. Жуковский «Спящая царевна». А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Состязание в мастерстве. 5 класс

В. А. Жуковский «Спящая царевна». А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Состязание в мастерстве. 5 класс

В. А. Жуковский был близким другом А. С. Пушкина, и поэты задумали устроить поэтическое состязание: кто лучше напишет сказку о спящей-мёртвой царевне.

Поэзия В. А. Жуковского. 7 класс

Поэзия В. А. Жуковского. 7 класс

«Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная» (А. С. Пушкин). Предлагаем вашему вниманию разработку урока, посвящённого творчеству В. А. Жуковского.

А. С. Пушкин. «К моей чернильнице». 6 класс

А. С. Пушкин. «К моей чернильнице». 6 класс

Стихотворение «К моей чернильнице», созданное в духе Горация, — это наглядное отражение мотивов и побуждений творчества А. С. Пушкина.

А. С. Пушкин. Из седьмой главы «Евгения Онегина». 6 класс

А. С. Пушкин. Из седьмой главы «Евгения Онегина». 6 класс

Получить «ключ к сокровищнице народного духа» можно, «только усвоив мысль и чувство, создавшие формы языка» (К. Д. Ушинский). Именно на это нацелены разработки уроков, представленные в наших методических пособиях. Мы знакомим вас с фрагментами из них, показывая, как подробно, детально дети учатся видеть художественное произведение в целом.

М. Ю. Лермонтов. «Ашик-Кериб». 5 класс

М. Ю. Лермонтов. «Ашик-Кериб». 5 класс

«Ашик-Кериб» М. Ю. Лермонтова, литературная версия азербайджанской сказки, отражает остатки мифа о путешествии героя в мир иной и о возвращении его, о возрождении. Почему Лермонтова заинтересовал именно этот сюжет, можно узнать в нашей разработке урока для 5 класса.

М. Ю. Лермонтов. Из поэмы «Сашка». 6 класс

М. Ю. Лермонтов. Из поэмы «Сашка». 6 класс

Одна из традиционных форм работы по овладению сокровищами родного языка — выучивание наизусть поэтических произведений. Благодаря этому дети усваивают эталоны словесного искусства, расширяют словарный запас, приобретают выразительность речи. Приобщение к поэзии значимо и для формирования культуры чувств через восприятие эмоционального строя лирического произведения.

М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». 7 класс

М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». 7 класс

Интерес к фольклору был связан у Лермонтова с охлаждением к западной поэзии и с интересом к народному тоническому стиху. «Песня про царя Ивана Васильевича...» — опыт использования исторической песни для построения русской поэмы.

М. Ю. Лермонтов. Поэзия. «Мцыри». 8 класс

М. Ю. Лермонтов. Поэзия. «Мцыри». 8 класс

В творчестве Лермонтова уравновешены «бунт» и «молитва». «Герой-бунтарь» оказывается и героем молящимся. Сознание лермонтовского героя — это сознание ещё становящегося духа.

Н. В. Гоголь. «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». 8 класс

Н. В. Гоголь. «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». 8 класс

Гоголь подчёркивает в характерах своих героев одну-две наиболее существенные черты и гиперболизирует их; заострением характерных черт, неожиданными сопоставлениями и уподоблениями создаёт карикатуры.

Поэзия И. С. Никитина. 6 класс

Поэзия И. С. Никитина. 6 класс

Стихи И. С. Никитина имеют сходство со стихами А. В. Кольцова. Но талант и опыт развили у Никитина собственный почерк и позволили наполнить русскую поэзию отточенными фольклорными образами и выразительностью.

Ф. И. Тютчев. «Фонтан». 6 класс

Ф. И. Тютчев. «Фонтан». 6 класс

«Разум человека сияет подобно струям фонтана. Как и фонтан, разум "клубится облаком живым" и дробится, порождает разнообразные мысли. Подобно лучу фонтана, человеческая мысль поднимается на "заветную высоту". И рассыпается, подобно лучу-струе...» 

А. А. Фет. «Фонтан». 6 класс

А. А. Фет. «Фонтан». 6 класс

«Вновь мы видим, что в поэзии А. А. Фета на фоне пейзажных зарисовок проступают размышления лирического героя. Поэт как бы стирает грань между миром внутренним и внешним...»

Поэзия Я. П. Полонского. 8 класс

Поэзия Я. П. Полонского. 8 класс

Полонский был одним из лучших поэтов послепушкинского периода. Он «...как бы живая история русской поэзии XIX в. Среди поэтов конца века Я. П. Полонский занимает особое место — в его лирике воплотилось то лучшее, что дал поэзии XIX в.: неразложимая цельность и глубина содержания, свобода и естественность выражения, благородство и прямодушие, твёрдая ясность идеала...»

Поэзия Н. А. Некрасова. «Железная дорога». 8 класс

Поэзия Н. А. Некрасова. «Железная дорога». 8 класс

Н. А. Некрасов «...увлекался своею миссией, облагораживался в ней, возвышался до голоса истинного гражданина. В течение многих лет на глазах целой России развёртывался этот роман Некрасова с народом. Поэзия была уже не только в том, что он писал, но в самой его роли, в этой истории неразделённой, болезненной любви».

И. С. Тургенев. «Касьян с Красивой Мечи». 6 класс

И. С. Тургенев. «Касьян с Красивой Мечи». 6 класс

Мы привыкли видеть в Касьяне с Красивой Мечи из «Записок охотника» реалистичный образ странного русского мужика. Но если этот образ рассмотреть поглубже, то мы обнаружим много совершенно неожиданного, и внутренний мир автора раскроется для нас в деталях и подробностях сквозь ткань художественного повествования.

И. С. Тургенев. «Муму». 7 класс

И. С. Тургенев. «Муму». 7 класс

Рассказ «Муму» написан за два года до отмены крепостного права. Он построен на сопоставлении бесчеловечного, звериного («собачьего») и истинного, искреннего начал в человеке. Неким мерилом стала собака Муму. Степень человечности проявляется на фоне связанных с ней событий.

И. С. Тургенев. «Бретёр». 8 класс

И. С. Тургенев. «Бретёр». 8 класс

Уже в первых повестях И. С. Тургенев вступил в спор и с восторженным, напыщенным, вычурным романтизмом, и с байронической неудовлетворённостью несовершенным миром. Но писатель не пошёл по пути обнажения правды жизни, болезненного фиксирования её темных сторон и преувеличения их. При этом он не отказался от романтики как приподнятого отношения человека к миру.

Н. С. Лесков. «Зверь». 5 класс

Н. С. Лесков. «Зверь». 5 класс

Н. С. Лесков хотел подчеркнуть связь описанного в рассказе с христианскими смыслами и противопоставить их звериному началу в человеческом сердце...

Н. С. Лесков. «Левша». 6 класс

Н. С. Лесков. «Левша». 6 класс

«Левша» был литературным вымыслом Н. С. Лескова. Но в первоначальных изданиях печаталось вступление, в котором автор говорил: «Я не могу сказать, где именно родилась первая заводка баснословия о стальной блохе... Во всяком случае сказ о стальной блохе есть специально оружейничья легенда, и она выражает собою гордость русских мастеров ружейного дела. Я записал эту легенду в Сестрорецке по тамошнему сказу от старого оружейника, тульского выходца...»

А. И. Куприн. «Два святителя». «Тапёр». 6 класс

А. И. Куприн. «Два святителя». «Тапёр». 6 класс

События, описанные в рассказе «Тапёр», реальны. А. И. Куприна всегда интересовали неповторимые людские судьбы, загадки, глубины человеческой души, причины тех или иных поступков.

А. П. Чехов. Рассказы. 7 и 8 классы

А. П. Чехов. Рассказы. 7 и 8 классы

«...Читая точно кованные из дорогого металла рассказы Чехова, ощущаешь огромный удельный вес потраченного материала: ни одной лишней буквы. Мысль сжата у него до её идейной сути и обладает упругостью заведённой пружины: попадая в мозг читателя, она развёртывается там и продолжает своё движение, свою внутреннюю жизнь».

И. А. Бунин. «Эпитафия». 6 класс

И. А. Бунин. «Эпитафия». 6 класс

— Об умирании чего этот рассказ?

— Об умирании русской деревни...

И. А. Бунин. «Антоновские яблоки» 8 класс

И. А. Бунин. «Антоновские яблоки» 8 класс

Характерная особенность раннего прозаического творчества И. А. Бунина — присутствие лирического сюжета, в котором важны не события, а впечатления, особый элегический настрой. Бунин начал свой путь в литературе как поэт и порой чётко не разграничивал поэтическое и прозаическое творчество.

И. А. Бунин. «Иоанн Рыдалец». 7 класс

И. А. Бунин. «Иоанн Рыдалец». 7 класс

Трудно поверить, но весь рассказ и его герои — вымышленные, несмотря на то, что многие возражали: «Это жизнь, это правда. Так не сочинить...» В зрелый период творчества И. А. Бунин всё далее отходил от лично увиденного и пережитого и всё чаще сочинял: свободнее выбирал факты и явления жизни, поэтически укрупнял и обобщал их.

Поэзия С. А. Есенина. 8 класс

Поэзия С. А. Есенина. 8 класс

Несмотря на бурную столичную жизнь, С. А. Есенин так и не принял жизнь горожанина, цивилизованного человека. До конца жизни испытывал печаль по русской деревне, с которой он был связан «корнями» своей души, своего детства...

Поэзия В. В. Маяковского. 8 класс

Поэзия В. В. Маяковского. 8 класс

Русский писатель и критик А. К. Воронский писал о творчестве В. В. Маяковского: «...Народным поэтом, поэтом миллионов Маяковский не будет; слишком индивидуалистична его поэзия, слишком много в ней ненужного футуристического груза, словесной эквилибристики, жонглёрства, формалистических “уклонов”, литературщины».

Поэзия А. А. Блока. 8 класс

Поэзия А. А. Блока. 8 класс

Три тома лирики А. А. Блока — это его дневник, последовательное описание всех душевных переживаний, событий, происходивших в его жизни. В 1911 г. поэт писал: «Таков мой путь; теперь, когда он пройден, я твёрдо уверен, что это должное и что все стихи вместе — “трилогия вочеловечения“».

М. Горький. Из рассказа «Старуха Изергиль». Песня о Буревестнике. Из романа «Мать». 8 класс

М. Горький. Из рассказа «Старуха Изергиль». Песня о Буревестнике. Из романа «Мать». 8 класс

М. Горький — чрезвычайно противоречивая натура. Он увлёкся «богостроительством», основанным на соединении социалистических и христианских идей. Это была своеобразная пролетарская религия без Бога, обожествлявшая прогресс, науку, коллективный труд, возможности человека. 

М. А. Шолохов. «Родинка». 7 класс

М. А. Шолохов. «Родинка». 7 класс

Произведения М. А. Шолохова 1920-х годов посвящены гражданской войне. Главенствующий сюжет — смертельное столкновение соотечественников. Шолохов показывает гражданскую войну как народную трагедию.

А. П. Платонов. Стихотворения, публицистика. Рассказ «В прекрасном и яростном мире». 8 класс

А. П. Платонов. Стихотворения, публицистика. Рассказ «В прекрасном и яростном мире». 8 класс

«Платонов — фигура рубежа, он находится на самой линии разрыва между жизнью и смертью, между Богом и человеком, человеком и машиной, человеком и природой. Он этот разрыв пропустил через сердце, пытаясь соединить несоединимое, и, быть может, в этом пограничье и таится ключ к его творчеству и судьбе...»

А. С. Грин. Алые паруса. 6 класс

А. С. Грин. Алые паруса. 6 класс

Образы, запечатлённые в «Алых парусах», убеждают что их «явное значение было одно, а скрытое — совершенно другое». Эта повесть «не только история мечтательницы Ассоль; но также и притча о любящей Бога человеческой душе...»

П. П. Бажов. «Каменный цветок». «Горный мастер». 6 класс

П. П. Бажов. «Каменный цветок». «Горный мастер». 6 класс

Сказы, созданные П. П. Бажовым, основаны на «тайных сказах» — старинных устных преданиях уральских горнорабочих. Многие он слышал мальчиком от дедушки Слышко (В. А. Хмелинина) с Полевского завода. Но Бажов был не обработчиком, а самостоятельным художником, использовавшим для воплощения своих творческих замыслов знание уральского горняцкого быта и знание устного народного творчества. 

М. М. Пришвин. «Кладовая солнца». 6 класс

М. М. Пришвин. «Кладовая солнца». 6 класс

М. М. Пришвин через проникновение в жизнь природы, не терпящей праздности и пустоты, исповедует евангельские нравственные истины, говорит о силе добра и обречённости зла, о красоте человеческой души, хотя в его картине мира Творца не видно. «Всё прекрасное на земле от солнца, и всё хорошее от человека», — говорит писатель.

Б. Н. Полевой. Из «Повести о настоящем человеке». 7 класс

Б. Н. Полевой. Из «Повести о настоящем человеке». 7 класс

Тысячи школьников России выбирают для сочинений темы, связанные с «Повестью о настоящем человеке». Детские сердца чувствуют, что это пример настоящего, непридуманного героизма, который каждый из нас может проявить в борьбе с тяжёлыми обстоятельствами, болезнями, невзгодами. Книга учит стойкости и умению не терять мужество и надежду.

Л. А. Кассиль. «У классной доски». 5 класс

Л. А. Кассиль. «У классной доски». 5 класс

«...Сельская учительница Ксения Андреевна и её маленький класс в минуту испытаний повели себя героически, не дрогнув перед лицом смерти, когда у классной доски им пришлось сдавать главный экзамен в своей жизни...»

Поэзия А. Т. Твардовского. Из поэмы «Василий Тёркин». 8 класс

Поэзия А. Т. Твардовского. Из поэмы «Василий Тёркин». 8 класс

М. В. Исаковский, друг А. Т. Твардовского, отмечал, что для его поэзии характерна зоркость: «Возьмите любое его произведение, и вы найдёте в нём столько деталей, столько самых неожиданных красок! Мы сами наверняка не заметили бы этих деталей и красок, если бы нам не подсказал их Твардовский».

В. Г. Распутин. Уроки французского. 7 класс

В. Г. Распутин. Уроки французского. 7 класс

В основу рассказа Валентина Григорьевича Распутина «Уроки французского» легли воспоминания о его детской жизни: «...Мне ничего не пришлось выдумывать. Всё происходило со мной. За прототипом ходить далеко не пришлось. Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в своё время они сделали для меня».

В. И. Белов. Стихи. Рассказ «Новострой». 8 класс

В. И. Белов. Стихи. Рассказ «Новострой». 8 класс

Поэтом В. И. Белов не стал, но в его прозе получили развитие все ранее звучавшие мотивы поэтического творчества. «...Василий Белов оказался первым (и, похоже, единственным), кто начал говорить о русском крестьянстве “изнутри” его. Он привнёс в литературу целостное и по сути своей корневое миропонимание целого сословия титульной для России нации» (А. П. Смолин).

В. Гауф. «Холодное сердце». 5 класс

В. Гауф. «Холодное сердце». 5 класс

Немецкий писатель Вильгельм Гауф в своём творчестве обращается к мифам, легендам, преданиям разных народов мира. «Холодное сердце» — глубоко христианская сказка: древняя легенда в ней обретает христианский смысл. 

Г. Х. Андерсен. «Снежная королева». 5 класс

Г. Х. Андерсен. «Снежная королева». 5 класс

Г. Х. Андерсен посвятил своё творчество написанию сказок для детей. Он стал создателем жанра литературной сказки в Дании. Сюжеты для сказок Андерсен брал сначала из народных преданий, древних поэтических произведений, рассказов, слышанных в детстве, и обрабатывал их, приближая к реальности. Но вскоре начал сочинять сам. Несмотря на то, что сказки предназначались детям, они заключают мудрость для взрослых.

Д. Дефо. Из романа «Робинзон Крузо». 5 класс

Д. Дефо. Из романа «Робинзон Крузо». 5 класс

Робинзон сравнивает себя с Иовом — ветхозаветным праведником, которого Господь ради испытания веры лишил всего: здоровья, семьи, состояния — а потом вознаградил его десятикратно. Высшая правда восторжествовала в романе Д. Дефо. Так её видел автор. Пусть в жизни так бывает не всегда, но, по мнению Дефо, так должно быть. Это убеждение сделало роман «Робинзон Крузо» романом воспитания.